Том 20, № 3 (2021)
ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВУЗАХ
9-21 184
Аннотация
Для обозначения курганных памятников периода кофун (III-VII вв.) в Японии используется термин кофунгун , что соответствует понятию «курганный могильник». Могильники типа сэндзука расположены преимущестенно в центральной части о. Хонсю. Аналогичные памятники известны также на юге Корейского полуострова. Среди находок в японских могильниках обнаруживается большое количество предметов корейского происхождения. Выявление общих и особенных черт, причин происхождения могильников типа сэндзука позволяет судить о направлениях взаимодействия в древности. Появление во второй половине периода кофун курганов большого размера, окруженных множеством мелких, может свидетельствовать о появлении широкой социальной опоры правящей элиты. Наличие в погребальном инвентаре предметов, изготовленных по корейским технологиям на территории Японских островов, позволяет судить о переселении ремесленников с Корейского полуострова на Японские острова.
АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ
46-56 108
Аннотация
Поздний эоплейстоцен (калабрий) на Восточном Кавказе соответствует апшеронскому этапу истории Каспия (~ 1,7-0,8 млн л. н.). В это время ландшафты здесь соответствовали современным открытым пространствам Африки, а палинологические данные свидетельствуют о существовании высотной поясности растительности. Животный мир характеризовал таманский комплекс, свидетельствующий об адаптации фауны степного типа к нарастающему похолоданию и увлажнению климата. В позднем эоплейстоцене на Кавказе фиксируется нескольких типов каменных индустрий - олдованская / галечно-отщеповая (акушинская и таманская группы стоянок), раннеашельская (Куртан, Мурадово (слой 3) и раннепалеолитическая мелкоорудийная. Вопрос о появлении индустрий ашельского облика на Кавказе является остро дискуссионным. Анализ данных показывает, что развитие археологических культур в эоплейстоцене на Восточном Кавказе происходило в стабильной, благоприятной природной обстановке и носило эволюционный характер.
57-65 134
Аннотация
Первые признаки металлообрабатывающего производства на юге Западносибирской равнины прослеживаются в начале III тыс. до н. э. на поселениях одинской культуры. Данная статья посвящена изучению бронзолитейного комплекса Марково-2, исследованного в конце семидесятых годов прошлого века. Следы интенсивной литейной деятельности были обнаружены только в одном жилище поселения. Видимо, это объясняется специализацией производства и организацией его как индивидуально-семейного. Планиграфический и стратиграфический анализ позволяет реконструировать это жилище как поверхностное сооружение со слегка вытянутой по овалу формой в плане. Производственный комплекс состоял из плавильного горна и хозяйственной ямы, расположенных в центральной части жилого дома. Находки из заполнения жилища представлены фрагментами не менее пяти глиняных форм и двух тиглей. Для каждой бронзовой отливки дается полное описание, данные бинокулярного анализа формовочных масс, аналогии и реконструкция способа изготовления.
66-77 192
Аннотация
Изучаются орудия для уборки урожая - серпы и косы, обнаруженные на Шайгинском городище периода государства Восточное Ся (1215-1233). Впервые приведена полная статистика материала, разработана его новая классификация. Анализ коллекций археологических находок позволил сделать вывод, что типы сельскохозяйственных орудий были универсальными и не подвергались строгому функциональному разграничению при использовании. Выявлено, что серпы чжурчжэней аналогичны маньчжурским серпам-косам по форме, размерам и функциональному назначению. Разница заключается лишь в способе крепления лезвия к деревянному черенку. Система хозяйства и земледелия обладала выработанным многими столетиями своеобразием и передавалась из поколения в поколение. Хозяйственно-культурный тип, связанный с природной средой и географическим положением, не изменялся на протяжении долгого времени. По количеству сельскохозяйственного инвентаря, обнаруженного почти в каждом третьем жилище Шайгинского городища, можно заключить, что земледелие играло важную роль в экономике населения средневековых городищ Приморья.
78-92 130
Аннотация
Бергамакский острог являлся самым западным звеном в цепи укрепленных пунктов, призванных обеспечить безопасное и бесперебойное движение по отрезку Московско-Сибирского тракта от Тары до Томска. Цель настоящей статьи состоит в разрешении вопроса о времени возникновения острога, его локализации, планиграфии и архитектуре. Источниковая база представлена архивными документами, опубликованными исследователями, данными путешественников, материалами археологических раскопок. Комплексное рассмотрение данных всех видов источников позволило сформировать целостную картину истории возникновения Бергамакского острога и выявить ряд ошибочных положений, прочно закрепившихся в научной литературе. Установлено, что острог в слободе был построен в 1670 г. Точное месторасположение его ранее не было выявлено. Благодаря вводу в оборот новых источников установлено, что не ранее 1721 г. на новом месте был возведен второй Бергамакский острог. В статье разработана гипотеза о его локализации и выполнена графическая и описательная реконструкция планиграфии.
93-101 126
Аннотация
Публикуются материалы раскопок двух землянок русских переселенцев периода освоения Сибири русскими. Они обнаружены на озере Шадринское в степном Приишимье. Постройки одиночные, площадью 10 и 18 кв. м, разновременные, различной глубины. После пожара на месте глубокой землянки была построена полуземлянка несколько большей площади, которая также сгорела. Строения были срубными, отапливались глинобитной печью, имели дощатый пол, двускатную кровлю и выход к озеру. Найдены железные топоры, следы сушки сетей в виде скоплений грузил разных форм, кости рыб и животных, гончарная коричневая русская керамика XVIII в. Кости животных от остатков пищи указывают на развитое скотоводство с преобладанием животноводства и свиноводства в местной общине. Велась добыча рыбы малоценных пород для разнообразия пищевого рациона. Памятник интересен как источник по освоению Сибири русскими, указывающий на сочетание в их экономике производящего хозяйства с присваивающими промыслами на озерных экосистемах степной зоны.
ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
102-108 146
Аннотация
Исследуются изображения предводителей сибирских татар, сторонников восстановления Сибирского татарского ханства, воспроизведенные на миниатюрах «Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи». Несмотря на то что эти рисунки были созданы через несколько десятилетий после того, как земли, в прошлом входившие в состав Сибирского татарского ханства, были присоединены к Московскому царству, данные изображения достаточно наглядно иллюстрируют представления современников о том, каким должен был быть внешний облик сибирских татарских правителей и военачальников в течение исторического периода борьбы за сохранение степных и лесостепных земель Западной Сибири в составе государства сибирских татар. Исследуемые изображения могут служить важным информативным изобразительным источником по истории присоединения бывших владений Сибирского татарского ханства к России.
109-121 147
Аннотация
Рассматривается процесс формирования тобольских бухарцев - одной из групп среднеазиатских переселенцев, проживавших в Тобольском регионе в XVI-XIX вв. Актуальность исследования связана с необходимостью выявления роли бухарской составляющей в этногенезе сибирско-татарской общности. Поднимается вопрос о вхождении значительного среднеазиатского компонента в ее состав на раннем этапе формирования. Рассмотрена система расселения тобольских бухарцев в течение XVII-XIX вв., приводятся данные о динамике численности группы в рассматриваемое время. Выявлены некоторые особенности этого населения, к которым отнесены: раннее проникновение в Сибирь, вхождение в его состав значительного числа исламского духовенства, включая сейидов, а также военно-служилой знати в период Сибирского ханства; совместное проживание тобольских бухарцев с другими группами тюрко-татарского населения. Показано, что статус бухарца, бухаретдина, в московский период являлся этносоционимом.
122-130 207
Аннотация
Конический тип жилища на юге Средней Сибири впервые был зафиксирован немецкоязычными путешественниками-исследователями в XVIII в. Отмечено, что оно использовалось круглогодично и было известно качинцам, сагайцам, бельтырам и кызыльцам. Как показал ряд исследований, жилище хакасов типа «алачых» в полной мере отражало степень приспособления человека к естественно-географическим условиям Хакасии. Простота конструкции, низкая стоимость, быстрота возведения и доступность материалов для строительства позволяли использовать данный тип жилища у всех групп хакасов на протяжении XVIII-ХХ вв. В классификационной типологии жилищ народов Сибири эта постройка относится к каркасным коническим наземным круглым в основании сооружениям без стен. «Алачых» бытовал у скотоводов, земледельцев, охотников, промысловиков, использовался во время проведения сезонных работ. Временем исчезновения такого жилища становится вторая половина ХХ в., когда оно утратило свое прежнее значение в традиционной системе жизнеобеспечения этноса.
131-141 557
Аннотация
Изучаются современные изменения в казахской традиции «бата беру» (благословение). Истоки этого обычая уходят корнями в раннее Средневековье. С переходом от традиционного общества к индустриальному, а затем и постиндустриальному данный обычай не утратил своего значения. Но вследствие социально-экономических преобразований смысловое содержание «бата» у казахов претерпело изменения. Например, связанные с кочевым укладом пожелания присутствия в доме Кыдыр ата, упоминания старшей жены и 12 детей и т. п. в настоящее время становятся архаизмами и практически не употребляются. Образование духовного движения «Ата Жол» (Путь предков) и появление медиумов, которые передают «бата» от имени святого, свидетельствуют об эволюционных процессах в традиции «бата беру» при стойком существовании в современном казахском обществе культа предков.
142-148 180
Аннотация
Работа посвящена выделению комплекса традиционных представлений бурят о жаворонке. Выяснено, что в бурятских названиях жаворонковых заключена определенная информация об этих птицах (об ареале обитания, местах гнездования, размерах, способности к пению). Отмечается, что буряты обращали внимание на некоторые морфологические признаки птицы, в особенности на акустические возможности (способность самцов к долгому пению). Жаворонок имел высокий семиотический статус, в частности он признавался крылатым проповедником буддийской молитвы. Полагали, что эта птица служит светлым небесным силам. Буряты придавали значение символике цвета оперения птицы. С жаворонком связывается идея оборотничества. Определено, что данное пернатое отражало природные ритмы (приход весны) и время суток (утро). Отмечается неоднозначность характеристики жаворонка в традиционных мифологических представлениях бурят.
149-162 132
Аннотация
Статья посвящена перемещению коренного населения Алтая из села в город в течение XX - начала XXI в. Источниковой базой исследования стали полевые материалы автора и результаты социологического обследования кумандинцев Бийска, которые при условии привлечения материалов переписей позволяют рассмотреть урбанизацию коренных народов Алтая. Коренные народы Алтая включились в процесс урбанизации значительно позже большей части населения страны. Сдерживающими факторами миграции из села в город были: языковой барьер, отдаленность города, сохранение этнической культуры и традиционных мест проживания. Их нивелирование в середине ХХ в. способствовало бурной урбанизации кумандинцев, произошедшей в 1960-1970-е гг. и обернувшейся столь же активной ассимиляцией во втором поколении. Тубалары, челканцы и, возможно, теленгиты в ближайшие годы могут пройти тот же путь урбанизации, что и кумандинцы. Для титульного народа Республики Алтай характерна постепенная урбанизация.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАУКИ, НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
22-35 663
Аннотация
Археологические памятники сакской эпохи в истории Семиречья (Жетысу) представлены погребально-поминальными комплексами, поселениями и кладами. Несмотря на значительные успехи в изучении, в настоящее время главной проблемой является установление их культурной атрибуции. Ряд исследователей полагает, что в раннем железном веке здесь формировалась и развивалась самостоятельная сакская археологическая культура. Другие считают, что сакские памятники региона входят в более обширную историко-культурную общность, охватывающую и соседние территории. Еще одним важным вопросом является уточнение хронологии погребально-поминальных комплексов. К настоящему времени накоплена значительная база радиоуглеродных дат, что позволяет по-новому рассмотреть хронологические позиции целого ряда памятников. Большое значение имело получение подобных дат по нескольким погребениям некрополя Каратума, показавшим, что он относится к сакскому периоду, тогда как погребальные памятники подобного облика ранее относили к усуньскому периоду. Необходимость решения этих проблем становится актуальной задачей дальнейших исследований.
36-45 192
Аннотация
В 2015-2017 гг. на могильнике сакского времени Катартобе на юго-востоке Казахстана были проведены геофизические исследования и аэрофотосъемка. Осуществлено изучение георадаром насыпи и околокурганного пространства у 27 курганов. На радарограммах прослежены округлая, квадратная, единично овальная формы насыпи курганов, покрытых каменной обваловкой. В центральной их части находилось пространство для размещения деревянного сруба для погребенных. Насыпи курганов на небольшом отдалении окружал каменный круг в виде двойного ряда камней с проемами-входами. Иногда роль круга выполнял ровик. Археологические работы в целом подтвердили результаты геофизических исследований. Применение методов аэрофотосъемки и фотограмметрии позволило получить данные по объему и площади насыпей 61 кургана и составить общий ортофотоплан некрополя в высоком разрешении.
ISSN 1818-7919 (Print)