Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 23, № 6 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 

9-20 117
Аннотация

Анализируется контент российских профессиональных медиа для журналистов – сайта журнала «Журналист» и портала «Сделано.Медиа» на предмет темы стресса и эмоционального выгорания. Представлены характеристики изданий: концептуальная направленность, аудитория, редакционные подходы к подаче материала. Проведен контент-анализ сайта журнала и портала с точки зрения тематического диапазона текстов, выявлено место психологической проблематики в контенте. Данные опроса региональных журналистов (Пензенская область) позволили обнаружить наиболее востребованные содержательные блоки в данных медиа. Особое внимание уделяется текстам о журналистском стрессе, реализации в них практической ценности для сотрудников СМИ и пресс-служб. Выявлены стратегии эффективного транслирования информации о журналистском стрессе в условиях сложной геополитической ситуации.

21-31 98
Аннотация

Статья посвящена жанровым особенностям и специфическим средствам выразительности телевизионного фандрайзингового репортажа на российском телевидении. Если классический телевизионный репортаж и его характеристики подробно разобраны, то описания особенностей такого явления современного российского ТВ, как фандрайзинговые репортажи, в научной литературе практически не встречаются. Между тем они имеют характерные черты, позволяющие, на наш взгляд, выделить такие телерепортажи в особый поджанр. Среди них структурные, визуальные и языковые, касающиеся видеоряда, интервью и закадрового текста. В рамках исследования изучено 60 фандрайзинговых репортажей российских федеральных и региональных телеканалов – автор уделил внимание истории возникновения телевизионного фандрайзинга, его современному состоянию в России, а также оценил ближайшие перспективы этой отрасли благотворительности.

32-43 162
Аннотация

Целью данного исследования является анализ факторов, определяющих процесс трансформации медиасферы цифровой эпохи. Как доказывается, сегодня предельно актуализирована проблема поиска / разработки уникальных методов и приемов повседневной работы журналистов. Использование сквозных цифровых технологий рассматривается в статье как базовое условие в целом развития социального института журналистики при смене традиционных моделей функционирования СМИ. Исследование основано на положениях системного и когнитивного подходов с опорой на актуальную эмпирическую базу из 68 публикаций. В итоге авторы выделили и описали наиболее продуктивные варианты использования возможностей сквозных технологий, по результатам системного анализа были определены характеристики эффективных текстов, детерминирующие в том числе и цифровые компетенции профессиональной успешности современных журналистов.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ 

44-53 86
Аннотация

Телеграм-каналы с 2022 г. стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Они проникают во все сферы общественной деятельности, становятся инструментами не только информационного обмена, но и формирования общественного мнения. В статье представлен анализ новостных телеграм-каналов крупнейших городов Сибири: зафиксирован текущий этап развития новостных региональных телеграм-каналов в контексте изменения популярности этой медиаплатформы в 2022–2024 гг., приведены самые крупные по количеству подписчиков и цитируемости каналы, обозначена их содержательная специфика. Особое внимание уделено изменению количества подписчиков, контенту наиболее цитируемых каналов и каналам действующих СМИ.

54-62 110
Аннотация

Анализируются текущие редакционные бизнес-процессы информационного агентства. За основу взята практика редакции выпуска и редакции сайта tass.ru агентства ТАСС. В исследовании применяются полуструктурные экспертные интервью с медиаменеджерами агентства, анализ открытых данных, метод наблюдения. Новизна работы заключается в описании и анализе работы ключевых структурных подразделений новостного агентства, что ранее не исследовалось в академическом дискурсе и подробно не разбиралось в индустрии новостных медиа.

63-77 100
Аннотация

В ходе эмпирического исследования с использованием метода контент-анализа выявлены особенности аргументации в аналитических текстах, посвященных двум разным по масштабу российским событиям – смерти М. Горбачева (событие федерального уровня) и возвращению памятника основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому из парка искусств «Музеон» на Лубянскую площадь в Москве (событие локального уровня), в популярных общественно-политических телеграм-каналах. Зафиксированные качественно-количественные характеристики контента позволили сформировать и описать современные модели аргументации в политической сетевой коммуникации: реалистическая, рефлективная, субъективная и критическая.

78-88 77
Аннотация

Рассматриваются типы структурно-функциональных связей, сформировавшихся между СМИ и аудиторией как главными элементами информационно-коммуникативного процесса. На основе исследования современных журналистских практик, их теоретических обоснований и свидетельств их адептов выделяются и описываются пять основных конфигураций взаимодействия СМИ и аудитории: с доминантным влиянием СМИ на аудиторию, с определяющим влиянием аудитории на СМИ, с равноправным положением СМИ и аудитории в информационно-медийном новостном пространстве и равнозначным взаимным влиянием, с коллаборативным соединением СМИ и аудитории по созданию информационного продукта в статусе коммуникатора, с сервисной позицией СМИ в отношении аудитории, заключающейся в установке журналистских коллективов на обслуживание повседневных нужд аудитории и практиках по ее осуществлению.

89-97 267
Аннотация

Рассматриваются наиболее популярные авторские и групповые спортивные телеграм-каналы. Методом контент-анализа исследуются 2 275 публикаций из двадцати публичных блогов. Изучаются жанровые, тематические и визуальные особенности, а также форма постов из каждого телеграм-канала. Полученные результаты демонстрируют, что четвертую часть проанализированных ресурсов (25 %) составляют универсальные спортивные блоги, а в специализированных спортивных преобладают футбол и смешанные боевые искусства (ММА); наиболее востребованная форма постов – фото и текст, а в 12 % случаев встречаются публикации, в которых отсутствует визуальный компонент. Несмотря на дисквалификацию российских команд и сложности с международным сотрудничеством, тема соревнований остается лидирующей (37 %), а политическая повестка отсутствует. В жанровом наполнении преобладают новости (27 %), что еще раз подтверждает новостную ориентированность Telegram.

МЕДИАТЕКСТ И МЕДИАДИСКУРС 

98-107 93
Аннотация

Для изучения стереотипа агрессивной точки проведено анкетирование студентов, результаты которого интерпретируются в настоящей статье. Отсутствие пунктуационного знака в личном сообщении объясняется разными причинами, в том числе собственно коммуникативной: желанием расположить к себе собеседника и маркировать неофициальность общения. Точка осознается прежде всего как разделительный знак, в то время как функция завершения предложения представляется избыточной: пустое пространство конца строки поглощает знак (при этом нулевая точка коррелирует с дискурсивной практикой массовой коммуникации: оформление без точки заголовка, вывески, таблички на двери). Кроме того, в условиях интернет-коммуникации конечная точка выполняет функцию сигнала завершения общения. Так в цифровой пунктуации формируется бинарная оппозиция нулевого и ненулевого знаков.

108-119 91
Аннотация

Представлено исследование коммуникативных сценариев речевого этикета, преобразуемых в соответствии с коммуникативными целями и технологическими особенностями российских политических телеграм-каналов. Рассматриваются специфичные для данной среды креативные приемы построения этикетной линии (по Л. Р. Дускаевой) при организации онлайн-взаимодействия с аудиторией. Выявлено, что в композиционных узлах речеэтикетной линии (начало контакта, поддержание общения, завершение) данные метаречевые приемы, обеспечивающие смысловое позиционирование участников коммуникации, способствуют созданию атмосферы непосредственного межперсонального общения, разговора «своих», где обсуждаются актуальные политические новости, выясняется, как протекает общественная жизнь. Анализ конструкций с семантикой адресованности и ответности показал, что коммуникативные сценарии в общественно-политическом телеграм-блогинге ориентированы на интимизацию общения и уход от формализации.

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: НОВЫЕ СТРАНИЦЫ 

120-130 92
Аннотация

Статья посвящена хронотопическим доминантам в дискурсе сибирского литературного альманаха на материале издания «Сибирские Афины» (38 выпусков 1994–2007 гг., 1 073 публикации). Выявлены динамика и наполнение, определена специфика топического и темпорального компонентов хронотопа в литературно-художественных, публицистических и историко-краеведческих текстах. Демонстрируются роль томского и сибирского хронотопа как ведущих в дискурсе альманаха и пути формирования их в качестве доминантных топосов. Показаны ретроспективность хронотопов литературно-художественных и историко-краеведческих текстов, выявлены исторические события, являющиеся наиболее частотным темпорально-событийным фоном опубликованных в альманахе произведений.

131-142 99
Аннотация

Представлены результаты исследования телевизионной медиасистемы Томской области с 1990 по 2020 г. Цель – выявить тенденции трансформации системы телевизионного вещания в этот период и определить их причины. Применялась методология, сочетающая собственно исторический и социологический подходы. Источники эмпирического материала: реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию Управления Роскомнадзора по ТО, электронные выписки из реестра ЕГРЮЛ, 12 интервью с представителями томских телекомпаний. Результаты: в исследуемый период в Томской области действовало около 30 юридически самостоятельных и обособленных субъектов телевизионного вещания, определены типологические группы: телекомпания и творческое объединение. Выявлены тенденции трансформации: от роста в 1990-е гг., обусловленного социально-политическими причинами, до сокращения в 2010-е гг., связанного с новыми экономическими условиями.

РЕЦЕНЗИИ 

143-147 95
Аннотация

Представлена рецензия на коллективную монографию «Институты литературы в Российской империи» (2023). Кни-га, подготовленная сотрудниками НИУ ВШЭ, ИРЛИ РАН и МГУ им. М. В. Ломоносова, демонстрирует возможные методы и подходы к анализу литературного поля XVIII–XIX вв. как института. Синтезируя концепции формалистов, семиотиков, а также классиков отечественной социологии литературы с идеями П. Бурдье и Ю. Хабермаса, авторы демонстрируют дифференциацию социального поля литературы.

Множественность точек зрения одновременно делает читаемую книгу «проектом в будущее», позволяя говорить о создании фундаментального труда по классификации основных институтов литературы в России XIX в. В рецензии также отмечены некоторые методологические проблемы, возникающие при переводе концепции Бурдье на язык институционального анализа.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)