Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Дикая свинья в традиционном мировоззрении и обрядности бурят

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156

Аннотация

Реконструируется комплекс бурятских традиционных представлений о дикой свинье и выясняется ее символика. Определено, что в мифологических воззрениях бурят образ дикой свиньи имеет неоднозначную характеристику. На лексических материалах и данных по малым жанрам фольклора бурят выяснено, что домашняя свинья являлась символом чувственности, бедности или, наоборот, материального благополучия. В то же время она связывалась с рядом негативных черт человека. Выявлено, что кабан символизировал храбрость, а также необдуманность поступков. Среди его биологических особенностей выделяли слух и обоняние. В традиционных воззрениях бурят это животное предстает в качестве тотема или кормилицы прародителей. Кроме того, вепрь олицетворяет мужское начало, наделяется символикой плодовитости и небесной воды. Выяснено, что в эпике бурят его образ имеет негативную коннотацию и связывается с мотивом души демонического существа. Показывается, что в традиционной обрядности голова кабана и, в частности, его бивни выполняют функцию апотропея. Образ животного ассоциируется с «игровым» духом гахай онгон. В шаманской поэзии вепрь является антропонимом (Гахай багша). На материалах по обрядности выделена его положительная коннотация, определяемая такими основополагающими значениями, как земля, небо. Доказано, что он несет символику плодородия и плодовитости. Выяснено, что его рассматривали как транспорт для божества. Вместе с тем он получает отрицательную характеристику, обусловленную оценкой кабана как вестника смерти.

Об авторе

А. А. Бадмаев
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Андрей Андреевич Бадмаев, доктор исторических наук 

Новосибирск



Список литературы

1. Аникин А. Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. М.; Новосибирск: Наука, 2000. 768 с.

2. Бадмаев А. А. Мелкий рогатый скот в фольклоре и обрядности бурят // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 7: Археология и этнография. C. 157–168.

3. Бадмаев А. А. Образ и символика коня в мифологических воззрениях и обрядности бурят // Гуманитарные науки в Сибири. 2020. № 2. С. 33–39.

4. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды. Забайкальские буряты. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 368 с.

5. БАМРС – Большой академический монгольско-русский словарь. М.: Academia, 2001–2002. 2198 с.

6. БВС – Бурятские волшебные сказки. Новосибирск: Наука, 1993. 341 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 5)

7. БНС – Бурятские народные сказки. Волшебные. Бытовые. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. 188 с.

8. БРС – Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь: В 2 т. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. Т. 1: А–Н. 636 с.; Т. 2: О–Я. 708 с.

9. Бурчина Д. А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 2007. 544 с.

10. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 115 с.

11. Дмитриев С. В. Доместикация в Китае: попытка обобщения данных // Учен. зап. ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17: Общество и государство в Китае. М.: ИВ РАН, 2015. Т. 45, ч. 1. С. 34–49.

12. Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи). М., 1979. 608 с. (Памятники письменности Востока. Т. 35)

13. Евсенин И. Из бурятских примет // Сибирская летопись. 1916. № 9–10. С. 483.

14. Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 436 с. (Тр. ИААЭ. Т. 14: Этнографическая серия, вып. 3)

15. КДРС – Краткий дагурско-русский словарь. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. 236 с.

16. КРС – Хальмг-орс толь. Kалмыцко-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 768 с.

17. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. М.: Наука, 1973. 439 с. (Памятники письменности Востока. Т. 10)

18. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляске из российских архивов. Т. 8, ч. 1: Герард Фридрих Миллер. Этнографические труды)

19. Митрошкина А. Г. Бурятская антропонимия. Новосибирск: Наука, 1987. 222 с.

20. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 155 с.

21. Полтараднев П. Пушной промысел в Тункинском районе: процесс охоты на соболя // Жизнь Бурятии. 1929. № 1. С. 99–106.

22. Поппе Н. Н. Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. 566 с. (Тр. ИВ АН СССР. Т. 14)

23. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881. 425 с.

24. РКС – Русско-калмыцкий словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1964. 803 с.

25. Спасский Г. И. Буряты или Братские // Сибирский вестник. 1824. Ч. 1–2, кн. 2. С. 22–86.

26. ФКД – Фольклор Курумчинской долины. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 137 с.

27. ХРС – Хамниганско-русский словарь. Иркутск: Оттиск, 2015. 364 с.

28. Цыбиктаров А. Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времен до XVII века). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. Вып. 3. 266 с.

29. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные: историко-лингвистическое исследование. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 662 с.

30. Nanditha Krishna. Sacred Animals of India. New Delhi, Penguin Random House India Pvt. Ltd, 2014, 274 р.


Рецензия

Для цитирования:


Бадмаев А.А. Дикая свинья в традиционном мировоззрении и обрядности бурят. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(5):145-156. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156

For citation:


Badmaev A.A. Wild Pig in the Traditional Worldview and Rituals of the Buryats. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2022;21(5):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-5-145-156

Просмотров: 747


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)