Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

ОБРАЗ ЦВЕТКА СИРЕНИ КАК ЧАСТЬ РАСТИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ В СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ТЭФФИ «СЕМЬ ОГНЕЙ»

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

Аннотация

Рассматривается цикл «Белая сирень» из сборника Тэффи «Семь огней» (1910). В нем лирическая героиня отождествляет себя с цветком сирени. Анализируется авторская картина мира через мифопоэтику цикла. Сирень для Тэффи была особенным цветком не только в поэзии, но и в жизни, это подтверждает ее переписка с друзьями. В статье реконструируется модель мира Тэффи, сформированная на основе созданного автором мифа о сирени. Выявляются особенности цикла, связанные с поэтикой символизма. Тэффи актуализирует миф Вл. Соловьева о Вечной женственности, трансформирует мотив знойности, заданный еще французскими символистами и поддержанный эстетикой отечественных поэтов. Цветок сирени никогда не занимал особого положения в поэзии символизма. Сирень Тэффи - это своеобразная пародия на оккультный символ розы, осознанное снижение ценностей символизма, насмешка над образами-символами. Она берет общие мотивы, но ставит в центр свое собственное ироническое мироощущение.

Об авторе

Е. А. Денисова
Институт филологии СО РАН
Россия


Список литературы

1. Белоусов А. Ф. Акклиматизация сирени в русской поэзии // Сборник статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 311-322.

2. Бычков В. В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 47-57.

3. Гаспаров М. Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия Серебряного века, 1890-1917: Антология / Отв. ред. М. Л. Гаспаров, И. В. Корецкая. М.: Наука, 1993. С. 5-44.

4. Иванов Вяч. И. Cor Ardens - часть вторая // Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. Т. 2. С. 393-535.

5. Минский Н. М. Стихотворения. Издание второе. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888. 246 с.

6. Николаев Д. Д. Концепция «книги» в творчестве Н. А. Тэффи // Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины ХХ века. М.: Наследие, 1999. С. 20-40.

7. Соловьев Вл. С. Россия и Вселенская Церковь / Пер. с фр. Г. А. Рачинского. М.: Путь, 1911. 452 с.

8. Топоров В. Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 161-164.

9. Тэффи Н. А. Семь огней. СПб.: Шиповник, 1910. 120 c.

10. Тэффи Н. А. Собр. соч.: В 5 т. / Сост. И. Владимиров. М.: Книговек, 2011. Т. 5: Земная радуга: Сборник рассказов. Воспоминания. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Денисова Е.А. ОБРАЗ ЦВЕТКА СИРЕНИ КАК ЧАСТЬ РАСТИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ В СБОРНИКЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ТЭФФИ «СЕМЬ ОГНЕЙ». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018;17(2):155-163. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

For citation:


Denisova E.A. THE IMAGE OF THE LILAC FLOWER AS PART OF THE FLORAL SYMBOLISM IN THE TEFFI’S COLLECTION OF POEMS «THE SEVEN LIGHTS». Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018;17(2):155-163. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-2-155-163

Просмотров: 602


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)