Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

Аннотация

Рассматривается воздействие неориторической теории Х. Перельмана на феномен постправды. Термин «постправда» появился в 1990-е гг., однако пик его популярности приходится на 2016-2020 гг. В 2016 г. оксфордский словарь отнес его к самому частотному слову, упоминаемому в СМИ. Причина такой популярности, по мнению большинства исследователей, связана с распространением и функционированием социальных сетей, где объективные факты оказываются менее влиятельными для общественного мнения в сравнении с эмоциями и персональными верованиями. Последнее пятилетие характеризуется постоянно нарастающим количеством работ, исследующих явление постправды в аспектах политологии, социологии, психологии, этики. Вместе с тем за эти годы не появилось статей, в которых постправда трактовалась бы как риторический феномен. Автор статьи пытается восполнить этот пробел и выделяет основные черты, характеризующие риторику постправды, среди которых выделяются тенденциозный отбор фактов и способов их размещения в медиасреде, жесткая схема нарратива, включающая четыре элемента: медийную персону, криминальное происшествие, пошаговое нарастание интриги и двусмысленный финал. Кроме того, чтобы стать постправдой, моделирование события должно содержать внутри себя определенный энергетический потенциал, обеспечивающий столкновение альтернативных версий. Таким образом, постправда как прием информационной войны и/или овладения интересом со стороны массового сознания стала возможной благодаря кардинальному изменению медиапространства. В то же время ее скрытые посылки однозначно апеллируют к неориторической теории Х. Перельмана.

Об авторе

Ю. В. Шатин
Институт филологии СО РАН; Новосибирский государственный университет; Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Виноградова Т. В. Исследование науки и технологий (STS) и политика постправды // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 8. Науковедение. 2018. С. 66-79.

2. Гарбузняк А. Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2019. № 1. С. 184-192.

3. Генис А. Постправда. Философия информационной войны // Новая газета. 2018. № 11. 2 февр.

4. Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117-122.

5. Знаков В. В. Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья // Вопр. психологии. 2019. № 1. С. 16-30.

6. Шевченко А. А. «Постправда» как новый «режим истины» // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 4. С. 8-14.

7. Шушпанова И. С. «Постправда» в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. 2018. № 12. С. 94-104.

8. Fuller S. Post-truth. Knowledge as power game. London, 2018, 207 р.

9. Lynch M. STS, symmetry and post-truth. Social studies of science, 2017, vol. 47, no. 4, p. 593-599.

10. Perelman Ch. Olbrects - Tyteka L. The New Rhetoric. A Treatise on Argumentation. London, 1971, 566 p.


Рецензия

Для цитирования:


Шатин Ю.В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020;19(6):250-257. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

For citation:


Shatin Y.V. Post-Truth as a Rhetorical Phenomenon in Modern Media Space. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(6):250-257. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

Просмотров: 549


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)