Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49
Аннотация
Список литературы
1. Азбелев П. П. Кудыргинский сюжет. СПб.: ЛЕМА, 2010. 60 с.
2. Ахинжанов С. М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1978. С. 65-79.
3. Варенов А. В., Кудинова М. А. Путешествие на Северо-Запад за петроглифами // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 10: Востоковедение. С. 106-113. DOI 10.25205/1818-7919-2019-18-10-106-113
4. Варенов А. В., Кудинова М. А. Путешествие на Северо-Запад за петроглифами. Часть 2. Продолжение в Нинся // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 4: Востоковедение. С. 147-158. DOI 10.25205/1818-7919-2020-19-4-147-158
5. Варенов А. В., Кудинова М. А., Соловьев А. И. Полевое исследование писаницы Уцзя-чуань в уезде Цзинъюань провинции Ганьсу (КНР) летом 2019 года // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. Т. 25. С. 345-352. DOI 10.17746/2658-6193.2019. 25.345-352
6. Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука, 1965. 144 с.
7. Длужневская Г. В. Еще раз о «кудыгинском валуне» (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков) // Тюркологический сборник 1974. М.: Наука, ГРВЛ, 1978. С. 230-237.
8. Ермоленко Л. Н. К проблеме каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. Вып. 1. С. 54-55.
9. Константинов Н. А., Урбушев А. У. Раннесредневековые гравировки Дялбака // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. 2. С. 270-272.
10. Кубарев В. Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. 444 с.
11. Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цаган-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск; Улан-Батор; Юджин: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 640 с.
12. Кызласов Л. Р. К истории шаманских верований на Алтае // КСИИМК АН СССР. 1949. Вып. 29. С. 49-52.
13. Кызласов И. Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 39-53.
14. Мотов Ю. А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ) // История и археология Семиречья. Алматы: Фонд «Родничок», 2001. Вып. 2. С. 63-86.
15. Рогожинский А. Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы: Print-S, 2010. С. 329-344.
16. Рогожинский А. Е. Флаги на скалах (изображения знамен в ландшафтах с петроглифами тюркской эпохи Казахстана) // Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (2) Памяти Е. Г. Дэвлет. Труды САИПИ. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2019. Вып. 12. С. 275-289.
17. Рогожинский А. Е., Солодейников А. К. О новых находках и методах документирования древнетюркских граффити на юге Казахстана // Историко-культурное наследие и современная культура. Алматы: Service Press, 2012. С. 123-126.
18. Руденко С. И., Глухов А. Н. Могильник Кудыргэ на Алтае // Материалы по этнографии. Л.: Изд-е Гос. Рус. музея, 1927. Т. 3, вып. 2. С. 37-52.
19. Серегин Н. Н., Мухарева А. Н. История изучения петроглифов раннего средневековья на территории Алтая // Науч. обозр. Саяно-Алтая. 2015. № 1 (9). Сер.: Археология. Вып. 2. С. 95-106.
20. Скобелев С. Г. Иконография образа богини Умай в древнетюркскую эпоху // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. Новосибирск: НГУ, 1999. С. 162-167.
21. Суразаков А. С. К семантике изображений на Кудыргинском валуне // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н. э. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 45-55.
22. Худяков Ю. С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2010. № 3 (15). С. 93-103.
23. Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А. Многофигурные композиции на костяных пластинах из памятника Суттуу-Булак // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири: Материалы IV Годовой итоговой сессии Ин-та археологии и этнографии СО РАН. Дек. 1996. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 1996. С. 242-245.
24. Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А. Новые находки предметов изобразительного искусства древних тюрок на Тянь-Шане // Российская археология. 1997. № 3. С. 142-147.
25. Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.; Л.: Наука, 1966. 138 с. Güneri A. S. Altay Dağları Bölgesi Kaya Resimleri: Klasik Türk Dönemi-2 Evresi Türk Tasvir Sanatına Dair Yeni Kavramlar // Arkeoloji ve Sanat. 159: Eylül-Aralik 2018. P. 149-160. (на тур. яз.)
26. Konstantinov N., Soenov V., Cheremisin D. Battle and hunting scenes in Turkic rock art of the early Middle Ages in Altai // Rock Art Research. 2016. Vol. 33. No. 1. P. 8-18.
27. Гай Шаньлинь. Иньшань яньхуа [蓋山林。陰山岩画]. Петроглифы гор Иньшань. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1986. 2, 20, 442 с. (на кит. яз.)
28. Гай Шаньлинь. Уланьчабу яньхуа [蓋山林。 烏蘭察部岩画]. Петроглифы степи Уланьчаб. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1989. 22, 336 с. (на кит. яз.)
29. Гай Шаньлинь. Баданьцзилинь шамо яньхуа [盖山林。巴丹吉林沙漠岩画]. Петроглифы пустыни Баданьцзилинь. Пекин: Бэйцзин тушугуань чубаньшэ, 1997. 400 с. (на кит. яз.)
30. Ду Чэнфэн. Сунань яньхуа [杜成峰。肃南岩画]. Петроглифы Южной Ганьсу. Ланьчжоу: Ганьсу миньцзу чубаньшэ, 2014. 200 с. (на кит. яз.)
31. Ли Сянши, Чжу Цуньши. Хэланьшань юй Бэйшань яньхуа [李祥石,朱存世。 賀蘭山與北山岩画]. Петроглифы гор Хэланьшань и Бэйшань. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1993. 369 с. (на кит. яз.)
32. Сюй Чэн, Вэй Чжун. Хэланьшань яньхуа [许成,卫忠。 贺兰山岩画]. Петроглифы гор Хэланьшань. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1993. 34, 398 с. (на кит. яз.)
33. Тан Хуйшэн, Чжан Вэньхуа. Цинхай яньхуа - шицянь ишу чжун эръюань дуйли сывэй цзи ци гуаньнянь дэ яньцзю [汤惠生, 张文华。青海岩画一史前艺术中二元对立思维及其观念的研究]. Петроглифы Цинхая - исследование дуалистического мышления и его идей в первобытном искусстве. Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2001. 280 с. (на кит. яз.)
34. Хань Цзиган. Субэй яньхуа. [韩积罡。肃北岩画]. Петроглифы Северной Ганьсу. Ланьчжоу: Ганьсу жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2015. 270 с. (на кит. яз.)
35. Чжан Баоси. Ганьсу шэн Цзинъюань сянь Уцзячуань фасянь яньхуа [张宝玺。甘肃省靖远县吴家川发现岩画] Петроглифы, обнаруженные в Уцзячунаь, уезда Цзинъюань пров. Ганьсу // Вэньу. 1983. № 2. С. 46-47. (на кит. яз.)
36. Чжоу Синхуа. Чжунвэй яньхуа. [周兴華。中卫岩画]. Петроглифы Чжунвэя. Иньчуань: Нинся жэньминь чубаньшэ, 1991. 6, 442 с. (на кит. яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Варенов А.В. Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020;19(10):35-49. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49
For citation:
Varenov A.V. Horsemen in Three-Horned Headdresses at Chinese Rock-Art Sites and Their Siberian and Central Asian Affinities. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(10):35-49. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49