Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 21, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

9-22 266
Аннотация

Представлены результаты лексико-семантического анализа наименований артефактов, выявленных в текстах Стишного Пролога – календарного четьего сборника, широко распространенного на Руси в XV–XVII вв. Материалом для исследования послужила рукопись XV в. из собрания Троице-Сергиевой лавры ОР РГБ № 715.

Среди 156 наименований артефактов, представленных 1 235 словоупотреблениями, было выделено 23 тематические группы. Наиболее многочисленной является группа наименований оружия и орудий пыток, что объясняется самим содержанием текстов, в которых рассказывается о жизни, мучениях и смерти святых. Авторы пришли к выводу, что наименования артефактов разнообразно представлены в Стишном Прологе, вступают между собой в различные парадигматические отношения. Частотность их употребления, их внутренние семантические связи указывают на принадлежность единиц к активному словарному составу церковнославянского языка XV в.

23-34 285
Аннотация

Приводятся основные рассуждения и предварительные сведения об особенностях раннего переселенческого говора вологодско-вятской группы севернорусского наречия, прежде всего о специфичности лексики русского говора села Лойма Прилузского района Республики Коми, которые нашли отражение в составе и содержании словарных статей создаваемого словаря названного языкового образования. В качестве иллюстрации в данной работе представлены несколько оригинальных словарных статей гизаурусной цифровой фреймово-тезаурусной версии Лоемского словаря. В статье кратко даны основные особенности и принципиальные отличия лоемского говора от аналогичных; принципы включения диалектных материалов в словарь русского говора села Лойма Прилузского района Республики Коми, что в перспективе представляет возможность включение сведений о лексическом составе территориального (локального, местного) варианта раннего переселенческого русского говора вологодско-вятской группы севернорусского наречия в Диалектологический фонд русского языка и, естественно, в общую структуру базового академического национального словарного фонда русского языка.

35-47 338
Аннотация

Статья посвящена изучению башкирских топонимов, образованных на основе фитонимов. Основная цель – демонстрация фитотопонимов и определение закономерностей их номинации. Авторы описывают модели формирования топонимов, образованных от названий растений, также проводят сравнительный анализ башкирских фитотопонимов с ономастическим материалом других тюркских языков. Выявлено, что из зафиксированных 10 000 башкирских географических названий фитонимы встречаются примерно в 4 % топонимов. Они содержат 65 названий растений, в том числе 16 названий деревьев, 16 наименований кустарников и фруктовых деревьев, 8 наименований водных растений, 13 наименований съедобных диких трав, 13 названий растений, используемых в бытовых целях в повседневной жизни. Систематизация собранного материала позволяет выявить особенности растительного покрова и ареальной флоры Южного Урала и Зауралья. Авторы статьи подчеркивают, что фитотопонимы констатируют, регистрируют местонахождение, определенное положение растения и относятся ко вторичной номинации. Многие фитотопонимы несут в себе социально значимую культурно-историческую информацию о мире, а в древности они выступали природным ориентиром в пространстве.

48-56 407
Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей мифологизации алтайских топонимов. Этнолингвистический подход к предмету исследования с применением методик мотивационного и контекстуального анализа позволил выявить особенности мифологизированных топонимов в алтайском языке и фольклоре. У топонимов, содержащих во внутренней форме мифемы, мифологизация происходит на основе лексической мотивированности, которая закрепляется еще и мифологическим текстом. Топонимы, не содержащие во внутренней форме мифемы, имеют лишь мифологический контекст. В мифологизации топонимов немаловажную роль играют известные в мировом фольклоре сюжеты и мотивы о потопе, оледенении на земле и исчезновении некоторых представителей животного мира, конце света, богоявлении, борьбе человека с чудовищем.

57-66 221
Аннотация

Рассмотрены концепты СТАРШИЙ БРАТ / МЛАДШАЯ СЕСТРА (УБАЙ / БАЛЫС) с целью выявить особенности репрезентации данных концептов в якутском героическом эпосе олонхо для установления смыслового наполнения данных концептов и определения их культурно-национальной специфики. В рамках концептуального анализа использованы метод сплошной выборки для сбора примеров из эпических текстов; компонентный анализ для характеристики понятийного составляющего слова; метод контекстуального анализа, предоставляющий возможность выявить различные значения и оттенки значений исследуемых концептов в контексте эпических текстов. Результат анализа показывает, что концепты СТАРШИЙ БРАТ / МЛАДШАЯ СЕСТРА представлены в текстах олонхо различными лексемами и словосочетаниями, которые имеют глубокие коннотативные смыслы и отражают традиционные семейные отношения между старшими братьями и младшими сестрами у якутского народа.

67-86 348
Аннотация

Рассматриваются просодические аспекты китайско-русской интерференции, выраженной характером паузации. Материалом для исследования послужила спонтанная родная русская и китайская речь и русская акцентная речь. Акустические измерения включали подсчет количества пауз, замеры длительности пауз, определение направления основного тона, значений формант вокалических заполнителей и их длительности. К полученным данным были применены методы описательной статистики: количественный подсчет, определение средних, минимальных и максимальных значений. В результате определены универсальные и специфические черты стратегий паузации и типов вокалических заполнителей пауз. К универсальным относится предпочтение незаполненных пауз и а- / am- / m-образных заполнителей. Специфическими чертами китайского акцента являются реализации ɤ-образного гласного, сложных вокалических заполнителей и сочетаний гласного с носовым сонантом.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

87-93 199
Аннотация

Роман «Подросток» Ф. М. Достоевского и пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова связывают как прямые отсылки произведения Достоевского к «Горю от ума», так и единство ситуаций и тем. Цель предлагаемой статьи состоит в специальном соотнесении этих текстов. Общей для них прежде всего является сентиментальная коллизия разума и чувства.

В сюжетах соотносимых произведений большую роль играют слухи о сумасшествии, которые объединяются с мотивом открытия тайны («молвы»). Страх открытия тайны дополняется у Достоевского темой шпионства, подслушивания. Значимость для «Горя от ума» и «Подростка» ситуации раскрытия чего-то сокровенного указывает на сложность, двойственность изображаемой реальности. Пьесу и роман объединяет тема иллюзий, в которых первоначально пребывают герои. Это тема «неведенья счастливого». Для романа «Подросток», кроме того, важен образ мизантропа, который у Грибоедова представлен фигурой Чацкого.

Идея неохватности и нелогичности жизни также является общей для романа Достоевского и пьесы Грибоедова, как показывают сделанные наблюдения. Тема горя от ума носит глобальный характер, находясь в русле давней и мощной сентиментальной традиции не только русской, но и мировой литературы.

94-99 641
Аннотация

Рассматриваются переклички рассказа А. П. Чехова «Студент» с сочинениями Э. Ренана. В автобиографической книге «Воспоминания детства и юности» повествуется, как двадцатидвухлетний Ренан, студент парижской семинарии, находясь на каникулах в своем родном захолустном городке, решает оставить ортодоксальное христианство и написать критическое жизнеописание Иисуса; это позволяет полагать, что Ренан является прототипом двадцатидвухлетнего студента духовной академии из чеховского рассказа. «По-ренановски» изображаются библейские события в «Студенте»: имитируется стиль ренановской «Жизни Иисуса». Ключевые слова рассказа «правда и красота» находим в трактате «Будущее науки» как альтернативу лексеме «Бог». След религиозно-философских взглядов Ренана приметен в финальных размышлениях чеховского героя.

100-107 215
Аннотация

Статья посвящена рассказу «Линия Кайгородова» Б. М. Юльского, писателя дальневосточной эмиграции.

Цель статьи – рассмотреть особенности экфрасиса в рассказе «Линия Кайгородова» и выявить его функции.

Проанализированы интертекстуальные переклички с рассказами И. Бунина («Безумный художник», «Огнь пожирающий») и А. Грина («Искатель приключений» и «Серый автомобиль»). Картины в рассказах Юльского, Бунина и Грина олицетворяют пророчество о гибели человечества: вместо будущего спасения, дарованного Христом, – тьму, витающую над миром. Сделаны выводы о том, что экфрасис в творчестве Юльского обладает сюжетообразующей функцией. Картина перенаправляет ход событий и решает судьбу героя. Экфрасис в рассказе «Линия Кайгородова» связан с мотивом сумасшествия и смерти.

108-117 245
Аннотация

Цель статьи – очертить процесс поиска современной прозой героини времени, показать, как изменялись представления о женщине, ее роли, предназначении в русской литературе второй половины ХХ – ХХI в. В статье представлен анализ генекратического мифа – мифа об исключительной силе, авторитете, которыми обладает женщина и которые позволяют ей стать в центр социальной, нравственной жизни общества; прослеживается изменение типа бабы-воительницы, защитницы: от текстов традиционалистов до произведений «перевернутого поколения» и авторов «нового реализма». Особое внимание уделено типологии женского в знаковом романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), подводящем своеобразный итог литературных поисков ушедшего века. Автор, опираясь на поэтику Гоголя, Достоевского, предлагает свою типологию женского, крайние позиции которой символизируют образы «Бабы с подушкой» – остранененное, ироническое прочтение классического типа «девушки за пяльцами», «хранительницы очага», и «Афродиты площади», маркированной чертами трикстера. Акцент на трикстерской природе центральных героев текста продиктован особенностями порубежного времени – хаотичного, опасного, непредсказуемого, в котором герой-трикстер оказывается самым жизнеспособным.

118-28 252
Аннотация

Исследуется интерпретация христианской категории терпения в романе М. Елизарова «Библиотекарь». Обосновывается целесообразность включения текста в парадигму современного литературного мифотворчества, предполагающего культивирование авторского мифа во внетекстовой реальности. В качестве основной интенции елизаровского мифа в «Библиотекаре» рассматривается ревизия христианства посредством синтеза с коммунистической идеологией. Анализируются авторские стратегии обращения к христианскому вероучению – его ключевым категориям («терпение», «подвиг»), образам («Богородица», «Христос»), формам поведения («схима»). Выявляется, что в «Библиотекаре» христианский дискурс обнаруживает как каноническое понимание, совпадающее с трактовками святоотеческой традиции, так и индивидуально-авторское, определяемое художественными задачами писателя. Творя новую «христианско-советскую» легенду о библиотекаре Алексее Вязинцеве, М. Елизаров ведет активный диалог с массовым сознанием как потребителем современного мифа.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 

129-133 201
Аннотация

В период с 23 по 25 сентября в городе Абакане (Республика Хакасия) состоялась VIII Международная научная конференция «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященная 300-летию открытия памятников енисейской письменности и году хакасского эпоса в Республике Хакасия. Значимые объекты древнетюркской письменности и фольклорного наследия данного региона вызывают особый интерес научной общественности. В этой связи важным является освещение результатов работы научного мероприятия. Главной целью мероприятия являлось взаимодействие, обмен опытом и результатами научных исследований в области гуманитарных наук, сохранения и изучения памятников письменности и фольклора. В конференции приняли участие более 130 ученых из Монголии, Японии, Узбекистана, Турции, Азербайджана, Белоруссии, Финляндии и России. Работа проходила в 5 секциях, 1 круглом столе, посвященном актуальным вопросам археологии Южной Сибири и Центральной Азии. Конференция показала большую значимость этнической культуры, занимающей одно из ведущих мест в изучении историко-культурного наследия того или иного народа, его роли в мировом сообществе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)