ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВУЗАХ
Археологические памятники государства Наньюэ в настоящее время остаются малоизвестными за пределами Китая. Их изучение позволяет расширить имеющиеся знания об истории и культуре Восточной Азии в древности. Дворцовый район в столице царства находился на территории современного района Юэсю в г. Гуанчжоу и занимал площадь ок. 400 тыс. кв. м. Комплекс включал остатки различных построек, хозяйственные ямы, колодцы, дворцовый парк с прудом и декоративным искусственным ручьем. Известны также более ранние находки, характер которых остается неясным. Дворцовый парк правителей Наньюэ – один из древнейших памятников ландшафтного искусства на территории Китая, вероятно, он служил не только местом отдыха и развлечений, но и пространством для проведения обрядовых действий.
АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ
Бакинская стадия истории Каспия (0,8–0,4 млн л. н.) находится в рамках среднего плейстоцена. Этому времени на Северо-Восточном Кавказе соответствует тираспольский фаунистический комплекс, и начинает формирование комплекс пещерной фауны хищников (пещерный лев, пещерная гиена и др.). Происходит прогрессирующее изменение климата в сторону похолодания с исчезновением из состава фауны и флоры теплолюбивых видов. Археологические индустрии этого времени (Дарвагчай-1, Дарвагчай-залив-4 и др.) демонстрируют изживание мелкоорудийной традиции и переориентацию производства на системное сколовое расщепление. Увеличивается разнообразие орудий, появляются бифасиальные изделия. Дагестанские материалы выглядят как локальный вариант финальных раннепалеолитических индустрий Кавказа, сближающий раннепалеолитическое мелкоорудийное производство с ашельскими комплексами западной части Евразии и сочетающий отдельные их элементы.
Индустрия грота Тешик-Таш имеет бесспорную привязку к неандертальской популяции, что подтверждено, в том числе, и генетическими исследованиями. В этой связи технологическое изучение каменной коллекции имеет большое значение. Ранее авторами была обработана коллекция Тешик-Таша, хранящаяся в МАЭ РАН (Санкт-Петербург). В настоящей статье представлены данные обработки коллекции Тешик-Таша, хранящейся в НИИ и Музее антропологии им. Д. Н. Анучина МГУ, в основном подтверждающие выводы предыдущего исследования. В результате удалось зафиксировать безусловное доминирование центростремительной модели расщепления камня, использование которой запечатлено в морфологии изделий всех типологически значимых категорий. Вместе с тем ряд артефактов указывает на существование технологической вариабельности каменного производства в индустрии как на этапе изготовления сколов-заготовок (использование подклиновидных и объемных нуклеусов), так и на этапе оформления орудий (тронкированно-фасетированные изделия). При этом леваллуазское расщепление зафиксировано в материалах коллекции НИИ и Музея антропологии МГУ в таком же подчиненном положении, что и в коллекции Кунсткамеры. Анализ материалов грота Тешик-Таш, находящихся в Национальном музее истории Узбекистана в Ташкенте, расширит наши знания о навыках неандертальцев Центральной Азии в каменном производстве.
Статья посвящена результатам анализа серии образцов митохондриальной ДНК (N = 25) из могильников окуневской культуры Минусинской котловины. Проведенное исследование позволило почти вдвое увеличить суммарную численность успешно исследованных окуневских образцов мтДНК. Исследованная нами серия образцов из могильника Сыда V (N = 23) является первой репрезентативной локально-территориальной серией образцов мтДНК для популяции окуневской культуры региона. Полученные нами новые результаты и опубликованные данные обсуждаются в контексте проблемы формирования генетического состава носителей культуры и их роли в дальнейшей генетической истории населения южных районов Сибири. Согласно имеющимся данным, ключевую роль в формировании окуневской популяции играли генетические компоненты, связанные с автохтонным населением региона, предшествовавшим появлению на юге Сибири афанасьевских популяций. Для более детальных реконструкций требуется накопление дополнительных репрезентативных палеогенетических данных.
Представлены результаты технико-технологического анализа поселенческой керамики барсовской культуры с селищ Барсова Гора I/50 (20 сосудов), Барсова Гора I/43 (8 сосудов), Барсова Гора III/4 (10 сосудов), Барцевка IV (15 сосудов). Целью является реконструкция содержания ступеней гончарного производства у носителей барсовской культуры. Технико-технологический анализ проводился по методике, предложенной А. А. Бобринским. На всех памятниках гончарами отбирался один вид исходного пластичного сырья – ожелезненные природные глины. Установлено, что гончары на разных поселениях отбирали сырье из разных глинищ. На трех поселениях доминирующим рецептом является Глина + Шамот, на селище Барцевка IV – Глина + Шамот + Органический раствор. Гончары на всех поселениях обладали близкими навыками конструирования начина и полого тела, а также обжига. Это позволяет предположить общность традиций населения, оставившего эти памятники. Различия в традициях составления формовочной массы на разных поселениях могут быть связаны с хронологической разницей между селищами и с взаимодействием носителей барсовской культуры с другими культурными группами в эпоху поздней бронзы.
Представлены результаты археологической разведки 2021 г. по западному (левому) берегу Красноярского водохранилища в районе Коксинского залива на территории Боградского района Республики Хакасия. В процессе полевого исследования на горе Большой Тогуртаг был выявлен ранее неизвестный научному сообществу культурно-исторический объект – каменоломня, предположительно, средневекового времени, сопровождавшаяся похожими на кыргызские курганами в виде округлых каменных выкладок среднего размера, получивших в ходе более ранних разведочных работ название «могильник Кокса-24». Каменоломня служила для добычи камня с целью его дальнейшего использования, в том числе при строительстве этих курганов, о чем свидетельствуют небольшое расстояние между ними и каменоломней (около 150 м к юго-востоку), а также схожий тип породы камня в обоих пунктах (имеет магматическое происхождение). Согласно имеющимся данным, ранее о каменоломне на этой территории в научной литературе не упоминались. В связи с этим ее изучение представляется весьма актуальным и целесообразным для формирования полноты картины о возможных миграциях енисейских кыргызов, в частности с территории Усинской долины в Западном Саяне в Минусинскую котловину. Это позволит установить некоторые особенности происхождения средневековых археологических памятников левобережья Среднего Енисея.
Анализ коллекции железных предметов, поступивших в фонды Красноярского краевого краеведческого музея в 2019 г., показал, что они происходят из погребения, совершенного по обряду кремации. Предметы относятся к вооружению кыргызского воина и снаряжению его верхового коня. Снаряжение коня: удила с крюковым способом соединения звеньев и псалиями в виде крупных колец; два стремени арочной формы с отверстиями в верхней части дужки и 10 пластинчатых накладок на переднюю и заднюю луки седла. В состав вооружения входили 13 плоских наконечника стрел различных типов и сабля, которая была согнута при совершении погребального обряда. Весь комплекс имеет многочисленные аналогии и датируется монгольским временем (XIII–XIV вв.).
Для выяснения культурного состава племени мурома на разных этапах его истории были привлечены данные о двух аспектах гончарства: традициях создания форм и составления формовочных масс. Анализ форм 679 сосудов из муромских могильников позволил выделить три традиции формообразования, из которых первая доминирует на раннем и среднем этапах и представляет изначальное культурное ядро муромы, а вторая маркирует распространение в среде муромы инокультурного населения. Анализ формовочных масс был проведен для 137 сосудов из Подболотьевского могильника. Он показал, что муромское гончарство сложилось в результате смешения носителей навыков добавления примеси дресвы и шамота, причем для муромы среднего этапа характерен преимущественно смешанный рецепт составления формовочной массы вида Г + Д + Ш + Орг. На позднем этапе в среде муромы начинает доминировать традиция Г + Ш + Орг, а добавление дресвы практически исчезает. Сопоставление данных о формах сосудов и формовочных массах, из которых они были сделаны, показало четкую связь первой традиции формообразования с рецептом Г + Д + Ш + Орг, а второй традиции – с рецептом Г + Ш + Орг. Таким образом, оба аспекта гончарной технологии позволяют реконструировать картину резкого изменения культурного состава муромы на позднем этапе, связанного с приходом нового населения.
Представлены результаты анализа материалов погребения воина, раскопанного в составе некрополя эпохи Великого переселения народов Карбан I (Северный Алтай). Основные признаки захоронения (небольшая каменная наземная конструкция овальной формы; одиночная ингумация без лошади; ориентировка человека головой в западный сектор горизонта с отклонением на север; неглубокая могильная яма) позволяют отнести данный объект к памятникам карбанской традиции обрядовой практики населения булан-кобинской археологической культуры. Морфологический анализ различных категорий сопроводительного инвентаря и их сопоставление с вещественными материалами из комплексов Центральной Азии стали основанием для определения датировки комплекса в рамках II–III вв. н. э. Установлен довольно высокий прижизненный статус умершего человека, который, судя по составу предметного комплекса, являлся профессиональным воином, относившимся к социально привилегированной группе населения сяньбийского периода, хоронившей в устье р. Карбан.
ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ
Представлено новое прочтение надписей на двух именных ножах, найденных на побережье залива Симса в море Лаптевых. Это прочтение отличается от прочтений палеографов и источниковедов, опубликованных ранее, в силу того что дать верное чтение этих надписей удалось благодаря применению метода бесконтактного 3D-моделирования эпиграфических памятников, разработанного Лабораторией RSSDA и применяемого в Своде русских надписей (CIR). Предлагаемое авторами этой статьи прочтение надписей на именных ножах позволило установить их принадлежность Гурию (крестильное имя) – Акакию (молитвенное? имя) Иванову сыну Карзяеву, вероятному главе торгово-промышленной экспедиции 20-х гг. XVII в. Памятник полярных мореходов XVII в. в заливе Симса располагается в 70 км на запад от о. Фаддей Северный, где в 1940 г. членами гидрографического отряда Восточно-Таймырской гидрографической экспедиции были встречены аналогичные находки, включая 8 других ножей. К сожалению, у этих ножей лишь частично сохранились рукоятки, а большинство оказались представлены только лезвиями. Надписи, выполненные славянской вязью, удалось обнаружить только на двух ножах из избушки в заливе Симса. Согласно официальной версии, оба памятника принадлежат членам русской торгово-промышленной экспедиции XVII в. Богатый состав собранной на месте этих двух местонахождении коллекции археологических артефактов делает этот памятник русской культуры XVII в. уникальным.
Как и многие тюркские народы, казахи отличаются почтительным отношением к умершим. В данной статье авторы рассматривают такие вопросы, как причины, продолжительность и место временного сохранения тела до погребения у казахского народа. Эту традицию связывают с природными условиями и хозяйственным циклом кочевников. Опираясь на этнографические данные, авторы анализируют различные варианты сохранения тела до погребения. По их мнению, практика совершения отложенных захоронений берет свое начало с периода ранних кочевников евразийских степей. Археологические материалы содержат свидетельства применения отложенных захоронений знатных лиц у тюрков. Также в статье рассмотрено особое почитание предков, которое прослеживается в погребальной обрядности ранних кочевников. В их честь сооружали большие курганы и погребали в украшенных золотом одеждах с большим количеством сопроводительного инвентаря.