ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Рассматривается деятельность мирового судьи графства Норфолк Натаниэля Бэкона по формированию ополчений. Он занимался многими вопросами формирования и вооружения ополчений графства: сбор денежных средств с населения для приобретения вооружения, подготовка и проведение военных смотров ополченцев, составление сертификатов воинских команд и др. Определено количество единиц холодного и огнестрельного оружия, амуниции и боеприпасов, приобретенных населением ряда сотен и церковных приходов графства, организация и порядок проведения военных смотров ополчений и т. д. Ему удалось добиться неплохого уровня обеспеченности огнестрельным оружием ополченцев графства. Материал статьи наглядно иллюстрирует некоторые сложности и нюансы «военной революции» раннего Нового времени в Англии и роль мировых судей.
Впервые в отечественной историографии исследуется немаловажное событие во франко-американских отношениях после окончания Первой мировой войны – визит в США, предпринятый в октябре – декабре 1921 г. маршалом Ф. Фошем. Значение визита усиливалось ввиду его совпадения с кануном и начальной стадией Вашингтонской конференции 1921–1922 гг. Автор приходит к выводу о том, что американское турне Фоша высветило различные грани франко-американских отношений. С одной стороны, атмосфера поездки и внимание, уделенное ей в США, свидетельствовали о том, что память о союзном взаимодействии времен войны была жива и вносила позитивный вклад в образ Франции. Однако, с другой стороны, восторженное отношение к Фошу не конвертировалось в политические дивиденды для французской дипломатии на Вашингтонской конференции.
РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Рассматривается проблема формирования у старообрядцев исторической схемы, с помощью которой они включали религиозно-общественное движение в универсальный поток христианской истории. Показано, что иноки Соловецкого монастыря воспроизвели предложенную книжниками Древней Руси схему включения истории страны в мировую, дополнив восприятием событий в эсхатологическом ключе. Анализ исторического повествования выговцев в первой четверти XVIII в. позволил сделать вывод о том, что старообрядцы усовершенствовали ее, провозгласив свою общину преемницей Соловецкого монастыря, утверждали мысль о переходе к общине функции сохранения истинной веры. Благодаря эсхатологическому восприятию действительности, характерному для старообрядцев, в их представлении существование общины являлось гарантией продолжения истории человечества.
Представлены архивные материалы, содержащие сведения о лингвистических исследованиях, проводившихся в первой сибирской научной экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта во время пребывания в ней его шведского спутника Ф. И. Страленберга, с целью определения степени участия одного и другого путешественника в сборе и анализе языкового материала. Изучение архивных данных в сопоставлении с информацией из книги Ф. И. Страленберга 1730 г. показало, что немецкий и шведский путешественники осуществляли самостоятельную фиксацию языкового материала; их лингвистические интересы были отчасти обособлены и имели разные цели; при этом их исследовательские траектории неизбежно пересекались в условиях совместного путешествия и совместной работы на протяжении долгого времени.
Во время Французской революции и наполеоновских войн армии государств Западной Европы преобразовались в армии нового типа, и их офицерство приобрело профессиональный характер. Можно предположить, что офицерский корпус русской армии эпохи декабристов, сформированной на современный лад, также представлял собой корпорацию профессиональных военных. Действительно, офицеры стремились ответственно относиться к своим обязанностям по управлению ежедневной армейской жизнью. Но некоторые из них допускали произвол в отношении нижних чинов, и подвергались за это наказаниям. В статье проанализированы пять случаев военных судов над офицерами, которые демонстрируют, что, хотя русская армия уже трансформировалась в элемент государственной бюрократии, часть офицерства еще обращалась с нижними чинами как с крепостными. Процесс профессионального становления офицерства в этот период еще не был завершен.
Проведено сопоставление официальной версии руководства края о социокультурных характеристиках аборигенного населения, его экономическом положении и правовом статусе, взаимоотношениях с русскими, с содержанием «инородческого вопроса» в русской периодической печати. Аборигенное население позиционировалось в духе патерналистского дискурса как объект заботы и защиты. Как и публицисты, авторы отчетов обращали внимание на необходимость сокращения размера ясачных сборов, на пагубность влияния купцов, а также уголовных и административных ссыльных. По отчетам прослеживается общая для правительственной политики тенденция к уравниванию правового, социального и экономического статуса инородцев с русским крестьянством. Но лучше ориентировавшиеся в сибирских реалиях генерал-губернаторы – во всяком случае, часть их – в большей степени склонны к защите интересов региона, а значит, и сибирского, в том числе и инородческого, населения.
Рассматриваются причины и основные этапы борьбы Российской империи против жестоких наказаний в Бухарском эмирате в период его пребывания под российским протекторатом (1868–1917). Основное внимание уделено выбору методов и инструментов коммуникации в рамках этой борьбы, учитывая, что административные и правовые средства влияния российских властей на правящие круги Бухары были весьма ограниченными в связи с неопределенными формулировками договоров 1868 и 1873 гг., которыми де-факто и закреплялся протекторат империи над среднеазиатским государством. Анализируются коммуникационные инструменты, использовавшиеся для отмены жестоких наказаний в эмирате российскими чиновниками и дипломатами, представителями предпринимательских кругов и журналистами. В заключение предпринимается попытка ответить на вопрос, почему, несмотря на активность сторонников отмены жестоких и устаревших наказаний в Бухаре, поставленная ими цель так и не была достигнута вплоть до отмены российского протектората.
Характеризуется воспроизводство населения на территории Сибирского казачьего войска рубежа XIX–XX вв. На основе официальной демографической статистики, помещенной в ежегодных «Отчетах о состоянии…» войска, раскрыты в хронологической динамике масштабы, темпы и тренды естественного движения населения – казачьего и неказачьего в совокупности. Установлено, что на войсковой земле последовательно сокращалась смертность, в меньшей степени – и рождаемость населения. Естественный прирост был самым большим по сравнению со Степным краем, Забайкальским казачьим войском, со взятыми в целом Сибирью и Российской империей. Господствовал традиционный тип воспроизводства населения, но модернизационные сдвиги в его естественном движении, особенно «взрывной» масштаб прироста, свидетельствовали о вступлении войска в первую фазу демографического перехода – становления современного типа возобновления поколений.
Выявлены основные каналы и инструменты, которые в годы новой экономической политики использовала Советская власть для трансляции населению Сибири намеренно и целенаправленно сконструированных представлений о себе. Сделан вывод, что в первые годы нэпа значительная часть этих каналов и инструментов действовала в Сибири в ограниченном режиме. Однако по мере отказа Центра от чрезвычайных методов руководства и улучшения экономической ситуации в стране и крае они были постепенно восстановлены, что позволило власти осуществлять самопрезентацию в разных формах, на разных языках, среди городских и сельских жителей, мужчин и женщин, русских и национальных меньшинств, не только грамотных, но и неграмотных.
Статья посвящена малоизученной стороне деятельности предвоенной советской школы – исправлению дефектов в поведении и дисциплинированию учащихся, поставленными на повестку дня реформой школы 1930-х гг. и приближающейся войной. Нормализующая практика школы не вылилась в репрессивно-карательное давление на учеников с отклоняющимся поведением или нежелательными акцентуациями характера. При заданных «свыше» ограничениях на учительское применение негативных санкций к непокорным подросткам и заметном влиянии ученического актива на внутришкольные дела коррекционная работа школы получила направление, благоприятное для массы учащихся. Универсальной стратегией советской школы стала интеграция подростков в систему дополнительного образования и общественную работу с учетом их персональных склонностей. Эта деятельность содействовала усвоению социальных норм и продвижению в выбранной области внешкольных занятий каждого отдельного учащегося.
Рассматривается положение протестантских общин Западной Сибири в контексте реализации государственно-конфессиональной политики СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. В ходе исследования установлено, что с 1958 г. направление государственно-конфессиональной политики начинает значительно меняться. В результате этого зарегистрированные протестантские общины Западной Сибири всё больше подвергались административному давлению со стороны советских органов власти. Одновременно с этим некоторые протестантские деноминации были объявлены «антигосударственными». Это привело к тому, что часть протестантских общин лишилась возможности легального существования и стала подвергаться преследованиям со стороны государства. В начале 1960-х гг. меры, предпринимаемые советской властью для предотвращения распространения религиозных вероучений на территории Западной Сибири, окончательно лишили протестантские общины самостоятельности и поставили их под особый контроль государственных органов.