ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Хотя мировоззренческие основания взаимопомощи внутри древнеегипетских малых социальных групп (семья, соседи и т. д.) в основном понятны, письменных источников, раскрывающих такие обычаи и практики времени Старого и Среднего царств, выявлено крайне мало. Отчасти восполнить этот пробел позволяют «письма мертвым» – просьбы о помощи, адресованные покойным родственникам, нередко перечисляющие взаимные обязательства живого «отправителя» и усопшего «получателя». Письма предполагают, что живые и усопшие родственники были и остаются прочно включенными в социальные сети взаимопомощи. При этом важна не столько строго фиксированная по размеру и срокам «отдача» полученной помощи, сколько уверенность в том, что однажды получивший поддержку не преминет в свою очередь прийти на помощь своему «благодетелю», если с тем случится беда.
В южной Писидии известно три вотивных святилища Аполлона I–III вв.: в Перминунте, около Педнелисса и рядом с Коджаалилер. Все они следовали принципам оформления вотивных святилищ, распространенных в горах Тавра. Но во II в. житель Адад по имени Леонтиан основал в Йазылы каньоне свое «авторское» святилище с вырезанными на скале стихами, содержащими наставления в стоической философии, и принес в дар Аполлону свой дорожный посох как символ отказа от опоры на все материальное и достижения внутренней свободы, о которой учил Эпиктет. Проводя сопоставительное описание этих святилищ, автор показывает, как в русле традиции создания вотивных святилищ возникла идея основания «авторского» святилища и как в нем была переосмыслена суть и самого вотивного святилища, и приносимого дара.
Цель статьи – выявить изменения в изучении русской литературы в России и в Великобритании в последние тридцать лет. Использование понятия русского литературного канона позволило выявить различия в содержании и фокусе изучения русской литературы. Эмпирической основой исследования стали российские официальные документы, школьные учебники по литературе, данные о курсах и библиотечных фондах британских университетов. В России основным каналом передачи канона является школьное образование. Содержание и функционал канона изменились, и сегодня канон как обязательное чтение должен способствовать формированию национальной идентичности и пониманию исключительности русской культуры. В Великобритании изучение русской литературы не может быть определено через понятие национального канона, так как оно не ограничено обязательными текстами и изучается в переводе.
РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
В центре внимания автора статьи – история функционирования Кабинета Петра I. Прослеживается эволюция данного государственного института от одной-единственной должности подьячего государева двора, который выполнял функции личного царского секретаря, до самостоятельного государственного учреждения с широкой сферой компетенций. На основе анализа материалов фонда Кабинета, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов, обозначается сфера компетенции кабинет-секретаря А. В. Макарова (1674–1740) и подчиненного ему органа власти. Также ставится вопрос о роли А. В. Макарова в системе государственного управления и причинах роста его политического влияния на протяжении петровского царствования.
На материалах Архива внешней политики Российской империи исследованы обстоятельства миссии кефалонийца игумена Герасима Фоки, прибывшего в 1722 г. просить императора Петра I о помощи православным Венеции, у которых была отнята церковь. Переписка между Коллегией иностранных дел и Святейшим синодом доносит до нас детали рассмотрения дела и проекта помощи православным Венеции. Из материалов дела мы узнаём также о решении российского правительства открыть в республике дипломатическое представительство. Проект, имевший целью не только помощь единоверцам Италии, но и усиление влияния России на Апеннинах и Балканах, остался нереализованным, однако в дальнейшем сотрудничество российского правительства с греками оказалось успешным, что привело к открытию консульства, а впоследствии к учреждению посольства и при нем русской церкви.
Статья посвящена взаимоотношениям светской и духовной властей в первые десятилетия Самарской губернии. Выявлен достаточно репрезентативный круг архивных и опубликованных источников по этой теме. В исследовании применены современные методы «локальной истории», «истории повседневности», междисциплинарные практики. Наличие работ, связанных с разными аспектами государственно-церковных отношений, говорит о научной значимости и общественной актуальности их изучения. Показано, что коронная администрация и епархиальное начальство в новой губернии согласовывали действия, «соработничали» при решении общезначимых социальных и культурных задач. В условиях модернизации второй половины XIX в. к сотрудничеству с ними привлекались и возникавшие элементы гражданского общества.
Обобщены сведения об учреждении пограничных комиссарств на российско-китайской границе во второй половине XIX – начале ХХ в. Пограничные комиссарства возникали по мере формирования границы по ходатайству генерал-губернаторов и осуществляли дипломатическое взаимодействие с китайскими чиновниками и населением приграничной полосы. Их деятельность зависела от региональных особенностей, объем полномочий регулировался дополнительными инструкциями. Пограничные комиссарства являлись необходимым условием мирного характера взаимоотношений между российскими и китайскими подданными, между жителями приграничной полосы, обеспечивали в определенной мере социальную стабильность.
Анализируется состояние местной медицины перед завоеванием Российской империей среднеазиатского региона. Исследуются факторы, приводившие к заболеваниям и смертности в российских войсках, среди которых выступают окружающие условия (климат, водные ресурсы, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка), а также эпидемические болезни, такие как: различные виды лихорадки, тифа, дизентерия, глазные болезни и др. Делается вывод, что в 60-е гг. XIX в. на территории Туркестанского края имперскими властями была заложена основа системы военного здравоохранения, получившая в дальнейшем развитие в создании военно-медицинской инфраструктуры в рамках Туркестанского военного округа во второй половине XIX – начале ХХ в.
Анализируются практики коммуникации мусульманских общин Степного края с органами власти Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ в. Источниками исследования выступили материалы делопроизводства, выявленные в ЦГА РК и РГИА. Отмечается, что в компетенцию властных структур входили вопросы открытия мечетей, мектебов, религиозных обществ, паломничества к святым местам. Их решение осуществлялось на основе подачи казахами-мусульманами прошений или ходатайств. В начале ХХ в. казахские общины продвигали вопрос об открытии Духовного мусульманского правления в Степном крае. Механизмами его решения стали петиционные кампании, Особые и Частные межведомственные совещания с участием представителей казахов-мусульман.
На материалах публикаций, посвященных празднованию 300-летия присоединения Сибири к России, раскрывается содержание дискурса торжеств 26 октября 1881 г. в столичных центрах Российской империи как перспективной модели консолидации власти и общества в решении государственных задач на восточных окраинах империи. В процессе исследования выявлены основные «площадки» юбилейного дискурса, а также церемониальные и нарративные компоненты коммеморации покорения Сибири в контексте формулирования и трансляции текущих имперских сценариев инкорпорации Азиатской России в общеимперское пространство. Установлено, что дискурс юбилейных торжеств обозначил как приоритеты власти в рефлексии и практической реализации задач империостроительства на востоке страны, так и ее потенциальную готовность к продуктивной коммуникации с общественными силами.
Анализируются исторические условия, выявляются каналы, агенты и особенности распространения инноваций на Дальнем Востоке России в конце XIX – начале XX в. на примере электрификации. Определяется роль электротехнических инноваций в процессе модернизации региона. Правительственная политика по созданию открытости дальневосточной экономики и привлечению иностранных предпринимателей, высокая восприимчивость дальневосточного населения к новинкам ускорили диффузионные процессы. Автор приходит к выводу, что диффузионные процессы электротехнических инноваций стали важнейшей составляющей модернизации региона, сыграли ключевую роль в формировании дальневосточной индустрии, развитии городского благоустройства, изменении повседневной культуры и повышении качества жизни населения.
В статье показано, что на протяжении гражданской войны и в годы новой экономической политики у разных групп крестьянства существовали различные представления о Советской власти, которые со временем варьировались. Сделан вывод, что в конце 1917 – конце 1919 г. эти представления сформировались в основном самостоятельно, без существенного влияния извне. Принципиально иначе аналогичные процессы происходили после установления в Сибири диктатуры пролетариата. Решающим фактором, который влиял на представления разных слоев сибирского крестьянства на протяжении всех 1920-х гг., была политика самой власти и применявшиеся ей практики по реализации этой политики.