Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 18, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

АРХЕОЛОГИЯ КИТАЯ 

9-18 178
Аннотация
В период существования алакульской и срубной археологических культур, которые наследовали синташтинской и петровской культурам, вслед за продвижением на восток индоевропейцев в том же направлении начинают распространяться легкие колесницы, запряженные одной лошадью. В районе Центральной равнины домашние лошади вместе с повозками появляются в эпоху, примерно соответствующую 2-му периоду культуры Иньсюй. Более детально проследить пути контактов в зоне Евразийского степного пояса позволяет сопоставительный анализ конской упряжи и деталей колесниц бронзового века из разных регионов. В данной статье предпринято изучение псалиев, найденных в Иньсюй, а также их сопоставление с аналогами из памятников синташтинской, петровской, алакульской и срубной культур. Проведенное исследование показало, что квадратные иньские псалии, вероятнее всего, были заимствованы из алакульской и срубной культур. Археологические данные указывают на существование ок. XIII в. до н. э. широкомасштабных культурных контактов между восточной и центральной частями Евразийского континента. Появление колесниц в Восточной Азии служит одним из проявлений этого феномена.
19-29 185
Аннотация
В статье рассматриваются материалы могильника Мохучахань IX-VIII (VII) вв. до н. э., расположенного в уезде Хэцзин (Южное Притяньшанье). В 2011-2012 гг. на могильнике исследовано 236 погребений культуры Чауху, в том числе самые ранние из известных в этой культуре, датируемых китайскими и российскими исследователями в рамках X-VIII вв. до н. э. В настоящее время ранняя группа захоронений в Мохучахань является единственным представительным комплексом IX в до н. э. в восточной части скифского мира, существенно дополняющим материалы Аржана-1. В ходе сравнительного анализа отмечено сходство погребального обряда ранних погребений в Мохучаханьс захоронениями в кольцах из могильника Курту-2. Можно полагать, что схема погребального обряда бийкенской культуры могла сформироваться в Притяньшанье. Особое значение имеет и обнаружение в Курту-2 и в Мохучахань псалиев аржанского типа. Это хронологический маркер и показатель вовлеченности Притяньшанья в культурную общность преимущественно европеоидного населения Казахстана и Южной Сибири, существовавшую не только в VIII-VII вв. до н. э., но и в IX в. до н. э. - во время становления скифской культуры.
30-50 360
Аннотация
В проблеме археологического изучения перехода от эпохи поздней Древности к раннему Средневековью в Северном Китае сяньбийская (сяньбэйская) тематика занимает одно из ключевых мест. Данная статья посвящена обзору всех погребальных памятников сяньбийского времени из Внутренней Монголии. Автор, обратившись к первичным китайским и японским публикациям материала, сообщает о времени и обстоятельствах обнаружения каждого из памятников, количестве исследованных на нем захоронений, описывает их надмогильные и внутримогильные конструкции, погребальный обряд и сопроводительный инвентарь. Всю территорию Внутренней Монголии можно разделить на три части: северную, восточную, южную. Северная часть насчитывает восемь памятников. Важнейшие из них - Чжалайнор, Ваньгун, Лабудалинь, Туаньцзе. Восточная часть насчитывает шесть памятников. Важнейшие из них Бэйманиту, Люцзяцзы, Наньянцзяинцзы. Южная часть насчитывает 29 памятников. Важнейшие из них - Саньдаовань, Дундацзин и Циланшань. «Сяньбийские» памятники из трех частей Внутренней Монголии не сходны между собой, что можно объяснить как их территориально-хронологической эволюцией, таки этноплеменными различиями их создателей.

КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 

51-60 133
Аннотация
В статье представлена авторская интерпретация семантики главного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси, Китай) - изображения человека «в позе лягушки», с расставленными в стороны ногами и поднятыми ладонями кверху руками, попирающего животное. Многочисленные аналогии ему, прослеженные в наскальном искусстве других районов Евразии, очевидно, носят типологический характер. Фигуры адорантов свидетельствуют о том, что в основе сюжета лежит архаичный космогенетический миф об отделении неба от земли. Но видовое определение животного, на котором стоит антропоморфный персонаж, позволяет уточнить семантику всего сюжета. Тщательное визуальное изучение рисунков в ходе посещения писаниц Хуашань в 2018 г. позволило определить зооморфный персонаж как собаку - и связать сюжет в целом с мифологией предков местного населения, народа чжуанов, у которых собака играла важную роль в ритуалах. Она была также чудесной помощницей божества грома (Лэй-гуна). На правомерность такой трактовки указывают изображения барабанов, входящих в состав основного сюжета, поскольку барабан был одним из атрибутов бога-громовика.
61-74 191
Аннотация
В процессе изучения особенностей функционирования ценнейшего агарового дерева в культуре Восточной Азии были рассмотрены свойства его ароматической древесины, а также факторы, способствующие ее образованию. На основе авторитетных китайских и японских письменных источников древности и современности, артефактов и материалов из азиатских музеев и арт-галерей проанализированы основные виды агаровых деревьев. Особую актуальность исследованию придает анализ различных видов агаровой древесины и особенностей ее классификаций, известных среди музейных экспертов и коллекционеров многих стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Приведены основные критерии и методики оценки ароматической древесины аквилярии, издавна использующейся в восточной медицине, бытовой культуре и искусстве азиатских народов. Изучение различных аспектов функционирования агаровой древесины в культуре Азии неизбежно выводит на проблему ее хищнической добычи и необходимость восстановительного выращивания этих ценных деревьев с целью выравнивания экологического баланса в регионе.

ФИЛОЛОГИЯ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 

75-86 315
Аннотация
Со временем правления династии Западная Цзинь (264/5-317) в старой китайской традиции и в современной мировой синологии устойчиво соотносится качественно новая веха в истории развития китайской лирической (стихотворной) поэзии ( ши ). Не менее существенное место в литературном творчестве того времени занимала и одическая поэзия ( фу ), о чем свидетельствуют многочисленность произведений (более 400) и отношение к ней в традиционной литературно-теоретической мысли. К изучению одического наследия Западной Цзинь китайские литературоведы приступили относительно недавно, и оно по-прежнему остается малоизвестным в российском китаеведении. В предлагаемой публикации предпринят первый для отечественной науки опыт ее анализа. Представлены фактические сведения о дошедшем до нас литературном массиве, разобраны произведения ведущих тогда одописцев, проанализированы идейно-тематические и формальные особенности одического творчества Западной Цзинь. Доказывается, что его изучение намного расширяет имеющиеся знания о духовной жизни, культурно-идеологических, литературных процессах того времени и о художественном диапазоне творчества конкретных поэтов.
87-95 233
Аннотация
В данной работе на материале типологически различных языков, современного китайского и японского, анализируются слова с координативными отношениями между компонентами или координативные двандва. Цель работы - сравнить структурные и семантические характеристики данных слов. Сложные двандва широко используются в китайском и японском языках как существительные, прилагательные и глаголы. Особенность словообразования координативного типа в китайском и японском языках состоит в том, что словообразовательные модели представляют собой объединение однородных компонентов, которое происходит независимо от типа семантических отношений между компонентами. Порядок следования компонентов определяется понятием «приоритет», а также фонетическими правилами и правилами акцентуации каждого языка. В японском языке в процесс словообразования включена лексика различного происхождения, соответственно используются словообразовательные модели, отсутствующие в китайском языке. Между компонентами сложных двандва в обоих языках существуют различные семантические отношения.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ 

96-106 101
Аннотация
Урбанизация стала важным фактором в развитии регионов Китая в конце XX в. Центральная власть расширила полномочия городов, которые получили значительные административные права и ресурсы в экономической сфере, стали главными инициаторами реформ. Несколько по-иному развивалась ситуация на окраинах Китая, в частности в Синьцзяне. Процесс урбанизации, рост городских агломераций здесь возник позже по сравнению с городами материкового Китая. Суровый климат, неблагоприятный пустынный ландшафт, значительная экономическая роль военного ведомства (Синьцзянского производственно-строительного комплекса), актуальность национального вопроса способствовали не сетевому, а «ленточному» типу урбанизации, который не давал необходимую концентрацию капитала и ресурсов, предполагал медленные темпы развития. В свою очередь, это говорило о большой роли властей автономного района, а не городских округов. Тем не менее в начале XXI в. помимо г. Урумчи, все больше заявляли о себе такие города, как Карамай, а позже - Турфан и Хами.
107-114 87
Аннотация
В 1978 г. в Китае с началом политики «реформ и открытости» произошло изменение внешнеполитического курса страны. Причина преображения заключалась в смене установок экономического развития государства: полное отрицание частной формы собственности и рыночных отношений, сопровождавшееся определяемым Мао Цзэдуном идеологическим курсом, сменилось постепенным включением капиталистических механизмов в экономику КНР и пропорциональными сдвигами в идеологии, выраженными в фактическом отходе от маоистских установок. Продвигаясь по пути «реформ и открытости», китайское руководство все сильнее использовало средства рыночной экономики, оправдывая очередные изменения новыми идеологическими корректировками политического курса. К 2001 г. значительную часть народного хозяйства Китая уже составлял частный сектор, а страна, вступив в ВТО, оказалась инкорпорирована в международные отношения в качестве представителя рыночной экономики. Превращение частного сектора в локомотив китайской экономики получило обоснование в виде концепции «тройного представительства», предложенной Цзян Цзэминем в 2002 г. Однако несмотря на преобразования политической и экономической деятельности руководством страны де-юре демонстрировалась преемственность по отношению к идеям предыдущих лидеров, фактически же действия правящей элиты исходили из потребностей экономического развития и шли вразрез с идеями Мао Цзэдуна. В статье анализируется взаимосвязь экономических потребностей КНР, ее идеологии и внешнеполитического курса.

КЛАСС КОНФУЦИЯ 

115-120 345
Аннотация
В результате признания успехов, достигнутых за десятилетие осуществления международного проекта «Класс Конфуция НГУ», и определения дальнейших перспектив китайско-российского сотрудничества в области образования и науки, в 2018 г. в структуре Гуманитарного института НГУ создан научно-образовательный и культурный центр «Институт Конфуция» (НОКЦ НГУ «Институт Конфуция», между НГУ и Штаб-квартирой Институтов Конфуция (г. Пекин) подписано соглашение о продолжении сотрудничества с повышением статуса проекта от «класса» до «института». Китайским вузом-партнером НГУ по проекту остается Синьцзянский университет, ведущий вуз Северо-Запада КНР. В 2018 г. продолжалась работа в области преподавания китайского языка, подготовки местных преподавателей, знакомства студентов и населения с культурой Китая и содействия развитию сотрудничества между Россией и КНР. Дополнительные общеобразовательные программы включали обучение китайскому языку на различных уровнях, курсы практической фонетики и разговорной речи, ускоренный лексико-грамматический курс для готовящихся к сдаче международных экзаменов по китайскому языку, программу китайской каллиграфии. В центре на начальном уровне обучения применяется модель сочетания занятий по общепринятой российской методике комплексного обучения и разговорного аспекта с преподавателем-носителем языка; занятия с обучающимися продвинутого уровня подготовки могут вести преимущественно китайские преподаватели по разработанным российскими специалистами программам. Стипендии Института Конфуция для обучения в КНР в прошедшем году по рекомендации НГУ получил 21 человек (из них в магистратуру - четыре). В 2018 г. центр отвечал за проведение регионального этапа и подготовку заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку; в жюри над составлением заданий вместе трудились китайские и российские коллеги, также совместно они проводили консультационные занятия для ребят, готовящихся к региональному этапу. Китайские преподаватели вносят важный вклад в подготовку обучающихся к языковым конкурсам, олимпиадам, выступлениям на китайском языке на конференциях. В 2018 г. ученик китайского преподавателя проекта «Класс Конфуция НГУ» А. Власовский стал победителем Всероссийского студенческого конкурса «Китайский язык - это мост» и участвовал в конкурсе в Китае; два старшеклассника из числа слушателей курсов приняли участие в аналогичном конкурсе для школьников в КНР. Ученики китайских преподавателей центра завоевали несколько призовых мест на конкурсах перевода в Новосибирске и Иркутске, слушательница курсов заняла 3-е место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Развивались связи с китайскими вузами. Так, в июле 38 обучающихся приняли участие в летнем языковом лагере на базе Даляньского университета иностранных языков; в сентябре по приглашению НОКЦ «Институт Конфуция» в НГУ состоялся курс лекций по программе Центра инженерных знаний и технологий ЮНЕСКО, прочитанный специалистами Сианьского университета Цзяотун; в октябре проведен концерт китайской классической музыки в исполнении ансамбля Сучжоуского университета по программе Штаб-квартиры институтов Конфуция «Три вида гастролей»; в ноябре организован визит делегации руководителей образовательных учреждений Новосибирской области в г. Харбин для знакомства с деятельностью трех вузов и одной школы. Центр языка и культуры Китая, а затем НОКЦ НГУ «Институт Конфуция» сохранял активное взаимодействие с более чем десятком образовательных учреждений Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска, на постоянной основе сотрудничающими с НГУ в сфере обучения китайскому языку, а также с ведущими китаеведческими центрами России. Пятнадцатого февраля совместными усилиями китайских и российских преподавателей, студентов и школьников разных учебных заведений был организован ежегодный праздничный концерт по случаю китайского Нового года; в марте для учеников шести школ проведен интеллектуально-спортивный конкурс «Знаток Китая»; в октябре состоялся V региональный студенческий конкурс по переозвучиванию китайских кинофильмов, собравший 26 команд от девяти вузов Сибири; в ноябре прошли городские конкурсы каллиграфии среди студентов и школьников. В январе на курсах повышения квалификации для преподавателей китайского языка (более 60 слушателей из девяти городов, в том числе европейской части России и Восточной Сибири) лекторами выступили известные китаеведы историк проф. В. Г. Дацышен из Сибирского федерального университета и филолог доц. Т. В. Ивченко из Российского государственного гуманитарного университета; в апреле курс лекций «Идейные течения в современном Китае» для студентов НГУ и других вузов города читал заместитель директора ИСАА МГУ А. Н. Карнеев; в сентябре доцент Высшей школы экономики А. А. Сизова представила сибирским педагогам линию учебников издательства «Просвещение» по китайскому языку для школьников 5-9-х классов, вошедших в декабре в Федеральный перечень. В сентябре-ноябре НОКЦ «Институт Конфуция» принимал активное участие в международном научном форуме Гуманитарного института НГУ «Наследие». В его рамках центр, в частности, выступил основным организатором сентябрьской научно-практической конференции «Культурное наследие Великого Шелкового пути: из прошлого в будущее», программа которой включала около 90 докладов исследователей и преподавателей из Новосибирска, Барнаула, Томска, Омска, Красноярска, Рязани, Москвы, Урумчи, Пекина и Шанхая; стал соорганизатором октябрьской научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока»; в форме мастер-класса представил прикладное китайское искусство вырезания из бумаги, признанное частью нематериального всемирного наследия, участвовал в проведении интерактивной выставки «Процессуальные искусства Восточной Азии». При финансовой поддержке Штаб-квартиры Институтов Конфуция вышел из печати очередной китаеведческий выпуск «Востоковедение» в серии «История, филология» рейтингового журнала «Вестник Новосибирского государственного университета».
121-132 134
Аннотация
Как отдельная дисциплина в обучении китайскому языку как иностранному аудирование стало преподаваться в Китае с конца 1970-х - начала 1980-х гг., когда в результате реформирования учебного процесса за основу был взят принцип преподавания по аспектам речевой деятельности. В данной статье представлены результаты анализа анкетирования 39 студентов, проведенного среди изучающих китайский язык на среднем уровне в Университете Фудань (г. Шанхай) весной 2018 г. Вопросы анкеты выявляли отношение студентов к занятиям по аудированию, их понимание сущности аспекта, опыт использования учебников, отношение к разным видам упражнений и удовлетворенность методами преподавателя. В целях повышения эффективности преподавания китайского языка на среднем этапе обучения, основываясь на результатах этого опроса и анализа, автор рекомендует некоторые практические методы и стратегии обучения.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

ХРОНИКА 

IN MEMORIAM 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)