Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 19, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 

9-24 231
Аннотация
Настоящее исследование посвящено характеристикам одного из ключевых типажей даосской традиции - «сяня», которого обычно неточно понимают как «бессмертный». На основе ряда текстов даосской традиции «Линбао», «Шанцин», «Цюаньчжэнь» мы показываем, что обретение состояния сянь связано не с физическим бессмертием, а с получением глубокого трансформативного и трансперсонального опыта. Последователь проходит через ряд этапов трансформации, каждый из которых, в зависимости от конкретной школы, включает набор практик, нацеленных на достижение абсолютного покоя и самодеактуализацию. Такое перерождение также сопровождается получением яркого «света», обретением «сияния духа», погружением в «глубокую грезу», то есть связано с сильным внутренним переживанием. В ряде случаев это понимается как рождение себя в истинном виде (состояние «истинного человека»): прохождение через стадию «умирания в прошлом теле» и возрождения в новом, а также отправление в «далекие странствия», что типологически можно определить как особый тип перемены статуса и прохождение через систему посвятительных ритуалов.
25-50 717
Аннотация
На основе китайских письменных источников, а также полевых материалов авторов исследования были проанализированы особенности даосско-буддийских практик с использованием благовоний, а также содержание 24 комбинаций, возникающих при гадании на трех благовонных палочках, использующихся в ритуалах, известных с раннего средневековья и до сих пор занимающих заметное место в религиозной практике Китая. В содержании ритуалов важное место занимают приемы и техники, характерные и для буддийских практик, и для даосских церемоний, и для традиционных народных верований. В комментариях к ритуалам в оригинальных источниках широко используется и общая терминология. В этих религиозных ритуалах присутствуют древнейшие представления о Небе как «источнике нравственных смыслов», реагирующем на деяния человека путем всевозможных знамений; учение о всеохватной пневме ци как энергии мироздания и нумеро-логическое ее воплощение; мировоззренческие идеи, включающие древние даосские верования и практики, связанные с культом предков, почитанием Неба и различных духов; основные буддийские постулаты о перерождении, карме и воздаянии за совершенные деяния. В проведении гадательных ритуалов с использованием благовоний естественным образом воплотились и народные представления, имевшие большое значение для воспитания нравственности многих поколений на протяжении почти двух тысячелетий. Таблицы и комментарии к 24 гадательным комбинациям с благовониями публикуются на русском языке впервые.
51-58 228
Аннотация
Настоящая работа посвящена, с одной стороны, краткому анализу исторической роли несторианского христианства в Китае, а с другой - первичному введению в научный оборот новых для отечественной науки археологических и эпиграфических материалов с несторианских могильников эпохи Юань (на территории современного Автономного района Внутренняя Монголия). Несмотря на определённый интерес к распространению учения «сирийской церкви» (叙利亚东方教会) в Центральной и Восточной Азии (наиболее известный при- мер - «В поисках вымышленного царства» Л.Н. Гумилёва), в русскоязычной науке ощущается недостаток публикаций, рассматривающих вещественное наследие несториан на территории современной КНР (при династиях Тан и Юань). Частичному восполнению этого пробела и посвящена наша работа, в которой публикуются краткие данные о некрополях Ванмулян, Аолуньсуму и Мухуэрсо-Буэрга. Помимо этого, огромный интерес представляет тот набор названий, который применяли китайцы к новой для них религии, и авторы уделили этому внимание.
59-68 179
Аннотация
Рассматривается переосмысление ценностных установок китайского социалистического реализма как одна из значимых характеристик литературы нового периода на примере романа Чжан Вэя «Старый корабль» (1986). Детально рассмотрены образы ключевых персонажей романа в контексте ценностной структуры произведения на контрасте с ценностно-семантической структурой литературы предшествующего этапа, так называемой «красной классики» 1950-х гг. Также на примере творческого осмысления земельной реформы в романе про-изведен анализ нарративных ценностных установок китайского социалистического реализма в сравнении с романом Дин Лин «Солнце над рекой Сангань» (1948). На конкретных примерах показано, что основными векторами переосмысления ценностных установок китайского социалистического реализма являются авторская критика «революционной истории» через демонстрацию ее сопряженности с насилием, хаосом, погоней за личными и клановыми интересами, что реализуется рядом дескриптивных и нарративных приемов. Выводы, сделанные в статье, служат цели показать не только важность «революционной истории» для современной китайской литературы, но и изменения в ее творческом осмыслении после окончания «культурной революции».

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 

69-80 263
Аннотация
Рассматривается вопрос о существовании наследной аристократии в царстве Цинь в IV-III вв. до н. э., а также вопрос о ее роли во внутриполитическом процессе этого времени, показывается динамика политических изменений на материале как традиционных письменных памятников, так и эпиграфики. Традиционно считается, что после реформ Шан Яна IV в. до н. э. в царстве Цинь модель государственного устройства претерпела резкие изменения. На смену территориальному устройству, основанному на уделах наследственной аристократии, пришло территориальное устройство, основанное на уездах и округах, которые управлялись чиновниками, а старый аристократический порядок перестал существовать. Проведенное исследование свидетельствует, что аристократический порядок продолжал воспроизводиться, а унификацию территориального и политического устройства, приписываемую Шан Яну, в действительности пытался произвести Цинь Шихуанди через 120 лет после реформ Шан Яна. Показан политический механизм, который воспроизводил конфликт чиновничьей служилой бюрократии и наследственной аристократии. Продемонстрирована зависимость между стабильностью передачи власти и способностью родовой аристократии поддержать правителя, а также то, как процесс формирования империи размывал модель, которая обеспечивала стабильность в царстве Цинь.
81-93 198
Аннотация
Исследуются особенности изображения и описания жителей четырех европейских государств (Великобритании, Нидерландов, Швейцарии и Швеции), из китайского историко-этнографического сочинения Фу Хэна 傅恒 (вторая половина XVIII в.) «Хуан цин чжи гун ту» 皇清职贡图 («Изображения данников правящей династии Цин»), хранящегося в собрании редких восточных книг СПбГУ. Вводятся в научный оборот и анализируются взятые из книги восемь ксилографических иллюстраций жителей этих государств. Осуществлен перевод приложенных к ним в источнике пояснительных китайских текстов. Анализ рисунков и текстов позволяет воссоздать примерную картину восприятия китайцами середины XVIII века четырех рассматриваемых государств. Разбираются используемые архаичные названия стран и народов. Выявляются заблуждения и стереотипы китайских составителей. Предприняты попытки объяснить их возможные истоки. Отмечен характерный способ передачи неизвестных тогда и малопонятных китайцам явлений посредством соотнесения их с фактами из истории и культуры Китая.
94-107 150
Аннотация
Данное исследование ставит своей целью осветить историю распространения иллюстрированного издания новелл знаменитого китайского писателя Пу Сунлина (1640-1715) «Описание удивительного из кабинета Ляо с подробными комментариями и рисунками, воспетыми в стихах» (Шанхай, 1886) и ксилографических народных картин няньхуа на сюжеты его новелл; выяснить наличие связей, сходств и различий между книжной иллюстрацией и народной картиной; сделать выводы об особенностях бытования новелл Пу Сунлина в Китае в конце правления династии Цин (1644-1911); ответить на вопрос о том, в каких формах литература на классическом языке проникала в толщу народных масс. Автор делает вывод о том, что лубки к новеллам не были распространенным явлением. Найденные образцы были напечатаны в мастерских Янлюцина, на их композицию оказало влияние вышеуказанное иллюстрированное издание. Народные художники заимствовали подписи к картинам, а нередко и их композицию, что раскрывает новые аспекты взаимодействия печатных изданий и центров производства народной картины.
108-115 112
Аннотация
Невозможно оспаривать факт огромного влияния Китая на культуру всего Корейского полуострова. Система письменности, а вместе с ней и взгляды китайских философов, бумага, ксилографический способ печати и идея подвижного шрифта - все это попало на территорию полуострова задолго до основания государства Чосон. Китай был не только сюзереном Чосона, но и своеобразным культурным донором. Естественно, что в таких условиях власти Чосона рассматривали контакты с этим регионом в качестве важнейшего направления внешней политики и торговли. Кроме того, значительная часть литературы разного рода - от конфуцианских сочинений до трактатов по медицине - приобреталась в Китае для дальнейшего тиражирования в государстве Чосон. В силу постоянной необходимости официальных и торговых контактов между государствами невозможно было обойтись без знания живого разговорного языка. С этой целью и был создан учебник «Ногольдэ», где на примере сюжетов о путешествии в Китай купца государства Корё (в поздних изданиях - купца государства Чосон) в форме диалогов разбирались основные ситуации, сопровождающие подобные поездки. С помощью данного пособия можно было выучить фразы, необходимые при коммуникации в гостином дворе, ведении торговых переговоров, участии в банкетах, общении с лекарем и т. д. Исключительная практическая польза обеспечила этому пособию несколько систематических переизданий, а также перевод на маньчжурский, монгольский и японский языки. Учебник «Ногольдэ» является уникальным письменным источником по истории развития не только северного диалекта китайского языка, но и корейского языка на рубеже позднего средневековья и раннего Нового времени.
116-123 192
Аннотация
В сообщении представлены петроглифы Макао (Аомэня). Хотя сам памятник утрачен (не выдержал воздействия антропогенного фактора), но сохранились его описания и копии. Небольшой по объему, он содержит не только переплетение различных линий и геометрических узоров, но и изображения двух больших лодок довольно развитой конструкции: с палубой, выделенным бушпритом, возможно также со складной мачтой. И если в петроглифах Макао изображения представлены недостаточно четко, то на скальном панно соседнего Чжухая мы можем видеть изображения нескольких кораблей, возможно, с дополнительными деталями (бортовые порты, якорь, румпель). Все это подтверждает высокий уровень судостроения и, вероятно, и судовождения, который отмечается у народов У и Юэ древнекитайскими летописями. Для петроглифов Южного и Восточного Китая мы располагаем параллельной изобразительной линией: гравировками на бронзовых изделиях, в первую очередь, на барабанах. Изображенные на них лодки имеют определенное конструктивное сходство с изображенной на скалах эскадрой. Это дает нам привязку петроглифов к конкретным артефактам (бронзовым барабанам), которые являются индикаторами донгшонско-дяньской культурно-исторической общности. Исходя из этих привязок, мы можем предварительно датировать петроглифы Макао (и Чжухая) последними веками до нашей эры или самыми первыми веками нашей эры и связать их появление в регионе с движением одного из многочисленных племен боюэ.

ДИСКУССИИ 

124-128 360
Аннотация
Рассматриваются проблемы безопасности Центрально-Азиатского региона, тесно связанные с продолжающейся войной в Афганистане. Автор излагает свое понимание термина «безопасность государства», в который включаются проблемы вооруженных сил и органов безопасности, в первую очередь отвечающих за борьбу с терроризмом и сепаратизмом. Однако за этим стоит и понимание текущего состояния экономики, межэтнических отношений, сохранность природных ресурсов, соблюдение баланса интересов в сфере международных отношений. В частности, дается оценка взаимоотношениям стран Центральной Азии (ЦА) и Китая в связи с реализацией проекта «Один пояс - один путь». Обстановка в регионе характеризуется высокой степенью напряженности в соседнем Афганистане, где продолжается вооруженные конфликты как между различными местными противоборствующими силами, так и американскими войсками и талибами. Боевые действия на территории Афганистана представляют собой непосредственную угрозу для соседних государств ЦА.

КЛАСС КОНФУЦИЯ 

129-136 145
Аннотация
В 2019 г. проект «Институт Конфуция НГУ» продолжал осуществляться в рамках работы научно-образовательного и культурного центра «Институт Конфуция» гуманитарного института НГУ. Первого июля 2019 г. при участии делегации руководителей Синьцзянского университета состоялось празднование десятилетия проекта, ведущегося при международном сотрудничестве двух университетов и в который в настоящее время включены еще четыре российских вуза, по одному учреждению среднего профессионального и дополнительного образования, пять среднеобразовательных учреждений. При поддержке НОКЦ «Институт Конфуция» в 2019 г. начато обучение китайскому языку в Специализированном учебно-научном центре НГУ. Штат сотрудников центра включал трех российских административных сотрудников, руководителя проекта с китайской стороны, трех китайских преподавателей и пять российских преподавателей; на всех вузовских площадках проекта в общей сложности работали 13 китайских преподавателей-волонтеров. Для совершенствования подготовки преподавательских кадров центра проводится семинар перед началом учебного года, встречи для совместной подготовки к занятиям; старший преподаватель посещает занятия младших коллег, в установленные сроки собирает календарные планы занятий, планы занятий и презентации к ним; преподаватели посещают занятия друг друга с предоставлением отзывов. проводят открытые обычные и показательные занятия; осуществляется анкетирование слушателей курсов на предмет удовлетворенности оказываемыми преподавательскими услугами. В 2019 г. НГУ с целью обмена опытом посетили руководители и преподаватели институтов Конфуция РГГУ, ТГУ, НГТУ. Для новосибирских преподавателей китайского языка проведен учебно-методический семинар; для препода-вателей Урало-сибирского региона - Пятые краткосрочные курсы повышения квалификации с приглашением специалистов из Москвы, Владивостока, Пекина (более 50 участников). Обучение на курсах китайского языка осуществляется с применением материалов российских методологов (главным образом Т. П. Задоенко и Хуан Шуин), и разнообразных китайских учебно-методических комплексов. Наиболее популярные у слушателей учебные программы - комплексный курс китайскому языку первого-третьего лет обучения, разговорный язык уровней HSK 3-5, лексикограмматические курсы для готовящихся к сдаче международных экзаменов. Китайские преподаватели по совместительству ведут занятия у студентов гуманитарного института, изучающих китайский язык в рамках профессиональных образовательных программ бакалавриата. Проводятся занятия-консультации для готовящихся к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку. Общее количество обучающихся составило более 1900 чел. В 2019 г. 19 обучающихся центра получили стипендии института Конфуция; один человек получил грант по линии «Новый план синологии» 新汉学计划 (совместная докторантура). Три новосибирских преподавателя по рекомендации центра прошли летние стажировки в вузах КНР. Летний языковой лагерь 2019 г. состоялся в Пекинском университете иностранных языков с выездом на родину Конфуция в Цюйфу (30 чел.); Синьцзянский университет взял на себя расходы по проезду за четырех студентов с наиболее выдающимися достижениями в китайском языке. Проведено свыше 70 мероприятий учебной и культурной направленности с общим количеством участников около 11 000 человек. В их числе конкурсы центра и вузов-партнеров, подготовка обучающихся к участию в конкурсах других учреждений, региональному, российскому и всемирному конкурсам «Китайский язык - это мост», китаеязычная подсекция Международной научной студенческой конференции НГУ, лекции известных китайских специалистов по искусству (Чжу Чжичжун) и философии (Чэнь Лай, Чжу Цзежэнь), художественные концерты и мастер-классы, передвижная выставка детской иллюстрированной литературы, выставки рисунков и фотографий, а также выставки и мероприятия, посвященные культуре чая; серия встреч студенческой делегации Синьцзянского университета со школьниками и студентами; встреча для руководителей городских библиотек, посвященная побратимству Новосибирска с китайскими городами Шэньян и Мяньян. Помимо образовательных учреждений-партнеров НГУ, соорганизаторами выступали Бердский историко-художественный музей, Дом культуры «Академия», библиотеки Новосибирска, Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, ресторан китайской кухни, торгово-развлекательный комплекс. В сентябре 2019 г. при поддержке Института археологии и этнографии СО РАН центр успешно провел научно-практическую конференцию, посвященную истории и современным контактам вдоль Великого Шелкового пути с участием ученых из востоковедных центров России и китайских специалистов.

РЕЦЕНЗИИ 

137-141 370
Аннотация
Предлагаемая вниманию рецензия посвящена недавнему четырехтомному полному переводу на русский язык средневекового китайского романа «Цзинь Пин Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе» (1994-2016). Являясь своего рода эротической сагой, изданное произведение может стоять в одном ассоциативном ряду с лучшими изданиями «Тысячи и одной ночи». Впечатляющее эпохальное сочинение описывает «семейную» жизнь торговца, всецело вверившегося стезе сластолюбия в кругу своих жён, любовниц и весёлых дев. Фундаментальное издание включает массив комментариев, примечаний, научных статей и оригинальных китайских гравюр. Рассматриваемое издание представляет собой существенно расширенное, переработанное и дополненное - подлинно научное издание (по сравнению с первой публикацией романа 1977 г.), подготовленное усилиями нескольких поколений отечественных китаеведов. Проект, осуществленный под руководством А. И. Кобзева (ИВ РАН, Москва), обеспечил для массового читателя возможность ознакомиться с уникальной и поучительной историей жизни старого Китая.
142-146 113
Аннотация
В обзоре дается оценка недавно вышедшей в свет книги В. Ц. Головачева, которая посвящена этнографической экспедиции на Тайвань российского морского офицера и исследователя Пауля (Павла Ивановича) Ибиса в начале 1875 г. Тем самым он положил начало научному изучению материальной и духовной культуры аборигенов острова от эпохи палеолита до этнографической современности. В книге собраны все доступные в на-стоящее время архивные и опубликованные материалы, проведено их тщательное изучение. Благодаря работе В. Ц. Головачева приоритет России в исследовании этнологии Тайваня можно считать окончательно доказанным.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 

147-158 154
Аннотация
Представлен отчет о научной командировке в Нинся-Хуэйский автономный район КНР в июле 2019 г. В ходе поездки коллективу авторов удалось провести консультации с китайскими специалистами-петроглифоведами, ознакомиться с музейными коллекциями в Иньчуани (Исторический музей Нинся-Хуэйского АР, Музей Западного Ся, Музей петроглифов в Хэланькоу), а также посетить памятники наскального искусства Хэланькоу и Дамайди (уезды Хэлань и Чжунвэй Нинся-Хуэйского АР). Приводятся краткие описания вышеназванных памятников и музейных коллекций.
159-167 169
Аннотация
В обзоре приводится информация о выступлениях сотрудников кафедры востоковедения Гуманитарного института НГУ и Института археологии и этнографии СО РАН на международных конференциях, в ходе которых удалось также осмотреть несколько важных исторических музеев на северо-востоке Китая. В поле зрения авторов обзора попали известные ламаистские комплексы Внутренней Монголии - Далэлиньсы и Уданчжао, археологический парк Хаминь с неолитическими погребениями, Музей Внутренней Монголии в Баотоу с этнографическими коллекциями, археологическими и историческими материалами с периода неолита и эпохи Хань и вплоть до Нового времени, а также частный музей Дэфу в г. Чаоян (пров. Ляонин), где представлены основные локальные культуры эпохи неолита и палеометалла, многим находкам с которых присвоен статус национального культурного достояния различного уровня.

ХРОНИКА 

168-172 135
Аннотация
Научно-практическая конференция, посвященная проблематике, связанной с развитием Китая и стран вдоль Великого Шелкового пути в древности и в настоящее время, проводится ежегодно в рамках проекта «Класс / Институт Конфуция НГУ» совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН. В 2019 г. в ней приняли участие специалисты и преподаватели из Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Москвы, Омска, Томска, Аламаты, Нанкина, Пекина, Урумчи.
173-176 229
Аннотация
Представлен отчет о X Международной научной конференции «Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая, проходившей в Пекине на базе Народного Университета с 19 по 22 октября 2019 года. Приводятся краткие описания представленных докладов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)