ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Представлены некоторые аспекты истории создания рекламно-справочной газеты «Кавказские объявления». На основе архивных документов цензурного комитета рассмотрены факторы, повлиявшие на функционирование и приостановление деятельности издания, а также программная политика и некоторые характеристики газеты. Выявлены особенности «Кавказских объявлений» в системе тифлисской прессы, которые выражаются в концентрации рекламно-справочной информации в едином информационном поле и в одновременном сотрудничестве с конкурирующими изданиями. В заключение приходим к выводу, что во второй половине XIX в. в Тифлисе издатели рекламно-справочных газет за короткий промежуток времени обращались в цензурный комитет с ходатайством о расширении программы издания. В случае отказа издатели прекращали издание газеты, так как рекламно-справочный формат не оправдывал расходы издания.
Репутация сатирического еженедельника «Искра» традиционно определяется политическим контекстом эпохи 60-х гг. XIX в. Несмотря на то что в первые годы своего существования издание привлекло в свои ряды самых разных по «партийным» взглядам и убеждениям литераторов, «Искра» воспринималась как радикальное издание, «еще один департамент “Современника”», чьи диффамации и выпады против провинциальных и столичных чиновников и литераторов стали неотъемлемой частью повседневности 60-х гг. Цензурные запреты, которым подвергались отдельные статьи и целые номера, только укрепили эту репутацию, позволяя, например, в советской истории журналистики устанавливать типологическую взаимосвязь между «Искрой» В. С. Курочкина и одноименной левой газетой, издаваемой В. И. Лениным в начале XX в. В настоящей статье предпринята попытка реинтерпретации «Искры», предполагающая «ослабление» социологических и политических аспектов истолкования в пользу эстетических. В статье выдвинута гипотеза, согласно которой издания типа «Charivari», «Punch» и «Искра» могут быть рассмотрены в оптике современных дискурсивных практик: постфольклора (феномен вариативного текста и множественного авторства), постмодерна (дискредитация классического наследия или его карнавальное переосмысление) и постиронии (деконструкция современных лидеров мнения, саморазоблачение). На материале прозаических и стихотворных пародий и сатир, графических текстов (карикатур, шаржей, сериалов (комиксов)) изучается специфика конструирования и представления российской действительности как антимира. В статье приводятся фрагменты прозаических и стихотворных фельетонов Д. Д. Минаева, В. П. Буренина и М. М. Стопановского, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
В статье впервые объектом исследования становятся очерки сибирского поэта, журналиста, драматурга Г. А. Вяткина, посвященные скорбным и памятным датам, связанным с именем Ф. М. Достоевского, – 30-летию со дня кончины, 75-летию ссылки в Сибирь, 100-летию со дня рождения. Публикации рассматриваются сквозь призму трагических событий русской истории 1910–1920-х гг., повлиявших на характер оценки творчества и личности Ф. М. Достоевского, в контексте публицистики Г. А. Вяткина. Прослеживается вклад публициста в процесс реабилитации имени великого писателя, которое вплоть до 1970-х гг. оставалось закрытым для советского читателя. Реконструируя творческую биографию Ф. М. Достоевского, Г. А. Вяткин обращается к фактам биографии художника, цитирует официальные документы, письма писателя, приводит отзывы литературных критиков, писателей-современников, апеллирует к литературным образам художника. Исследование проводилось на основе биографического метода, положений, опубликованных в работах, изучающих формы и функции культурной памяти, вопросы литературной репутации.
Рассмотрены рецензии Салтыкова-Щедрина, посвященные критике романов о «новых людях». Основное внимание уделяется периоду 1868–1871 гг., полемике с журналом «Дело» по актуальным вопросам формирования типа «героя времени». Показано, что основная критика осуществляется в форме пародий, составляющих важнейшую часть большинства рецензий. В качестве основных приемов пародирования рассмотрены такие, как отбор сюжетных элементов, повторяющихся в романах о «новых людях», схематизация их сочетаний, составление пародийной сюжетной матрицы. Выводы: к концу 1860-х гг. повторность сюжетных схем и типов героя в романах о «новых людях» стала базовым признаком сюжета. Пародия как рефлективный отклик на процессы, происходящие в литературной жизни, может рассматриваться в качестве симптома завершенности явления. В данном случае симптомом завершения интенсивной, но короткой жизни «новых людей» 1860-х гг.
Ученические издания начала XX в. в последнее время часто привлекают внимание ученых. Одно из них – журнал «Союз», издававшийся в Томске в 1907 г. учащимися духовной семинарии. Журнал являлся органом Томского отдела Всероссийского общесеминарского союза, ни один из его номеров не сохранился. В результате рассмотрения не публиковавшихся ранее архивных источников реконструирована история журнала, его полиграфическая база, примерный круг авторов. Приводится содержание двух номеров журнала, опись которых была выполнена в томской жандармерии. Восстановлена история расследования дела журнала «Союз». Указано его место в ряду других ученических изданий Томска.
В статье упоминаются знаковые события, произошедшие в культурной жизни России на рубеже XIX–XX вв., приведшие к возникновению «диалога» между искусством и его почитателями. Этому способствовало, помимо открытия новых музеев, театров, устройства концертов, лекций, и стремительное расширение информационного рынка страны. Автор акцентирует внимание на том, что после закрытия первого модернистского художественного журнала «Мир искусства» в 1904 г., в нем образовалась лакуна, которую заполнило в 1906 г. новое издание – «Золотое руно», ставшее идеологическим центром эстетических принципов символизма. Несмотря на неприятие фигуры редактора-издателя Н. П. Рябушинского многими отечественными интеллектуалами, он сумел привлечь к сотрудничеству широкий круг именитых художников и литераторов. Знакомство читателей с наиболее значительными событиями текущей культурной жизни России, а также с искусством прошлого, организация художественных выставок – все это способствовало тому, что «Золотое руно» стало действенным отражением художественной жизни России.
Статья посвящена выявлению особенностей профессионального медиаобразования в Сибири в 1920-е гг. Используя медиаобразовательный подход к анализу деятельности редакции военно-политического журнала «Учеба и воспитание», автор выявляет основные приемы подготовки военкоров для работы не только в специализированных, но в и массовых печатных изданиях: введение специальных рубрик, содержащих способы привлечения красноармейцев к чтению периодических изданий и созданию стенных газет; публикации статей основных авторов журнала по организации работы редакций стенгазет; анализ публикаций военкоров; организация дискуссий на страницах журнала по проблемам военкоровского движения. Автор приходит к выводу о системной деятельности редакционного коллектива журнала, осуществляющего подготовку кадров не только для специализированных, но и для массовых печатных изданий.
Проводится анализ изображений атрибутов детей в иллюстрациях детских журналов советской эпохи в контексте трех периодов: период экспериментов (1920–1930 гг.), военно-спортивный (конец 1930 – середина 1950 гг.) и семейный (середина 1950 – конец 1980 гг.). Атрибут ребенка в данном случае рассматривается не только как некий предмет, который сопровождает его на изображении, но и шире – как символ ребенка, характеризующий отношение к детству в определенных социальных, культурных и политических условиях. Актуальность определяется высоким интересом к визуальной детской культуре в настоящее время, в частности к исследованиям детских СМИ. Новизна исследования заключается в соотнесении визуальной репрезентации детских атрибутов с культурным содержанием детства определенной эпохи. Предложено культурно-семантическое и социально-психологическое объяснение визуальной составляющей детской иллюстрированной периодики.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В условиях глобализации научного общения и обмена в большинстве социально-гуманитарных наук остро встает вопрос о терминологической адекватности применяемых определений. В частности, проблема терминологической разноголосицы сегодня обострилась в теории журналистики. Например, понятия «информационные потоки», «журналистика», «СМИ», «СМК» – это равнообъемные или же разнообъемные и разносодержательные понятия? Рассмотрению и изучению этих весьма актуальных вопросов и посвящена настоящая статья. На основе выбранной методологии исследования – применение совокупности методов анализа, сравнения, индукции, обобщения – мы пришли к выводу, что представленные выше медиапонятия нельзя считать равноценными, синонимичными и взаимозаменяемыми. Объем и содержание рассмотренных понятий не совпадают. Отмечается необходимость относить их к категории «взаимозависящих», поскольку только в таком соотношении возможно их изучение.
Представлены результаты исследования, которое проводилось в 2019 г. и ставило своей задачей выявление технологических особенностей работы порталов телеканалов «Россия К» и ARTE. Были проанализированы количество и качество вышедших материалов, характер контента, тематическое и жанровое своеобразие. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день интернет-версии каналов имеют собственное лицо, но неразрывно связаны со своими телевизионными аналогами. В 2021 г. сайт телеканала «Россия К» встроился в общую экосистему холдинга ВГТРК и стал частью платформы «Смотрим». А сайт телеканала ARTE продолжил существование в старом варианте как независимое издание. В связи с этим важно проследить эволюцию платформ и увидеть, какой путь каждое из перечисленных медиа проделало за два года.
Актуальность исследования связана с возрастающей ролью пабликов «ВКонтакте» в формировании актуальной ежедневной повестки, в частности, связанной с городской жизнью. Новые практики «сетевой коммуникации» становятся следствием развития информационной инфраструктуры современного горожанина. Статья позволяет «внести» городские и районные паблики в актуальную повестку исследований. В ней показано, какое место на условной медиакарте занимает это явление. Определена его распространенность в Новосибирске, представлены количественные показатели аудиторий пабликов в наиболее популярной в Сибири социальной сети. В статье предпринимается попытка осмыслить, какая теория наиболее адекватна для формулировки дальнейшего исследовательского ви дения этого проявления социальности, ставшей «оплатформенной», и на какие вопросы может дать ответ более подробный анализ этих неорганизованных локальных практик, в которых находит отражение социальная, в том числе политическая, реальность.
Рассматривается специфика развития Telegram-каналов в российских регионах в целом, отмечается, что в малых городах они эволюционируют примерно по одной и той же схеме. Более конкретно данный тип медиакоммуникаций исследуется на примере Республики Мордовия. Представлены их специфика и типоформирующие признаки, дано определение новостного Telegram-канала. Проведенный анализ позволил сделать выводы не только о преимуществах данных медиа в регионах, но и о типичных ошибках авторов. Продолжают создаваться новые каналы, но при этом нельзя прогнозировать массовый прирост аудитории ввиду ориентации Telegram на элитарность и респектабельность целевой аудитории. Кроме того, обнаруживается, что внимание пользователей больше привлекают тексты, принадлежащие к трэш-райтингу, чем нейтральные.
Персональные данные – сложный и многокомпонентный термин, отражающий все противоречия развития информационных технологий и их влияние на жизнь граждан. В сложившихся обстоятельствах деятельность СМИ подвергается воздействию развивающегося законодательства о персональных данных, усложняется работа журналистов в области сбора, обработки и распространения информации. В статье анализируется специфика использования персональных данных в материалах СМИ. Анализ судебной практики показал, что в рамках действующего законодательства о персональных данных СМИ в состоянии осуществлять профессиональную деятельность и защищать свои права, однако для эффективной работы сотрудникам редакций необходимы юридические знания в области работы с персональными данными.
Представлены результаты анализа развития подкастинга в России. Были изучены изменения в отрасли за последние 3 года, выделены типы производителей подкастов и модели их монетизации, развитые на российском рынке, и продемонстрированы доходы нескольких проектов. Анализ основывался на изучении самих платформ, научных работах о подкастах, интернет-ресурсах, отчетах компаний и экспертных интервью, проведенных авторами. Авторы выделяют три главные проблемы российского подкастинга: отсутствие регулярных аудиторных замеров, рассредоточенность аудитории по разным площадкам и непроработанность моделей монетизации. Авторы приходят к выводу, что рынок подкастов в России уже сформировался и продолжит свой рост в дальнейшем.
Статья посвящена рассмотрению ностальгических репрезентаций в социальных сетях и блогах, объектом интереса в которых становится наиболее актуальное для современной России историческое прошлое – советский период. Отмечается, что так называемая постпамять может быть абсолютно не идентична, а часто и противоположна «реальным» событиям, что существует столько же памятей, сколько и социальных групп. Кроме того, память воплощается и сохраняется в предметах и вещах, а современный миф формируется прежде всего в рамках массовой культуры, вбирая самые ортодоксальные стереотипы. В статье говорится о таком социально-культурном и психологическом явлении, как ретротопия, утверждается, что ретротопический дискурс проявляется на разных уровнях языковой и культурной составляющих, в качестве иллюстрации рассматриваются некоторые визуальные и текстовые материалы. Дискурс противоположный, «антисоветский», наоборот, предельно ироничен, что не исключает возможности также отнести его к сетевому китчу. Проанализированы материалы белорусского блогера Максима Мировича, посвященные советским реалиям. Делается вывод о том, что цель блогера – не столько деконструкция мифов, а борьба с иллюзиями «дискомфортного» сознания, с обывательской картиной мира, таким образом получается ретротопия наоборот. А также о том, что и Максим Мирович, и любители СССР пишут в контексте так называемой постправды: каждый из оппонентов конструирует свою модель мира, в которой оппозиция «правда / ложь» имеет второстепенное значение. Интернет-материалы на советскую тему можно представить как семантическую игру, жонглирование массовыми концептами, наполнение интернет-пространства смыслами, а не идеологическое противостояние.
Вопросы медиаконцентрации в последнее время достаточно часто являются темой общественной дискуссии и предметом изучения многих аналитиков и публицистов. Процессы глобальной экономической интеграции, несомненно, внесли изменения и в структуру современного медиарынка. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научного осмысления процессов концентрации как формы организации медиабизнеса. В статье анализируется, как централизация капитала в сфере информационно-коммуникационной индустрии, конвергенция в разных отраслях журналистики и внедрение новых технологий способствуют формированию крупных медиакомпаний, ориентированных на стандарты мировых СМИ. В статье также анализируются мультикультурные грани медийной диверсификации с учетом изменения стиля журналистских дискурсов.
Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на СМИ, которые вне зависимости от их формата стали регулярно рассказывать об инфекции с начала ее распространения. В исследовании проанализированы 1 219 выпусков новостей на «Радио Дача», вышедших в эфир в первую волну пандемии, результатом чего стало установление прямой связи между эпидемиологической ситуацией в России и подходом к структурному и содержательному наполнению данного сегмента. Несмотря на волнообразность распространения COVID-19, информация о коронавирусе стала постоянной на «Радио Дача», что сделало ее самой продолжительной новостью в развитии в истории этого СМИ. Предпочтение в верстке выпусков отдано прямым информационным поводам. Это говорит о том, что развлекательный формат радиостанции не стал преградой к составлению новостных блоков из актуальных новостей о коронавирусе, которые порой «заполняли» весь выпуск, что является нонсенсом в программной политике и подтверждением того, что пандемия изменила подход к формированию новостных блоков.
В социальных трансформациях, формирующих ситуацию постсовременности, ведущую роль играет медиакоммуникация. Теоретиками-коммуникативистами на первых этапах ее формирования был сделан ряд прогнозов о новой социальности: реализация принципов равенства и свободы, возможность участвовать в принятии значимых решений; включенность всех в социальную целостность и соучастие в событиях; соединение рациональности, этики и свободы в достижении всеобщего консенсуса; сближение ценностей и мировоззренческих представлений. На практике же эти прогнозы реализовались лишь частично: реальные границы воспроизводятся в виртуальной форме; коммуникационные процессы стимулировали консолидацию, но одновременно обострили идейные, национальные, социокультурные расколы. Происходит борьба за лидерство в медиакоммуникации между властными и бизнес-структурами, усиливающими свое влияние («постдемократия»), и новыми акторами. Утверждается феномен «постправды», отказ от принципов объективности, достоверности, рациональности. Происходит погружение коммуникантов в виртуальную среду с рядом негативных следствий для личности; «размывание» базовых моральных и социальных норм («постгуманизм»). Базовые функции журналистики подменяются дисфункциями («постжурналистика»). Таким образом, Интернет стал своеобразным катализатором, усиливающим как позитивные, так и негативные социальные тенденции.
Автор рассматривает особенности освещения темы новой коронавирусной инфекции Covid-19 в России на материале качественной прессы Испании – газет «Эль Паис», «Эль Мундо» и «АБЦ» за период с 1 марта по 15 мая 2020 г. Основная цель исследования – показать, как в ведущих национальных изданиях Испании, поддерживающих разную политическую идеологию, освещается тема пандемии в России. Анализ публикаций показал, что в демократическом издании «Эль Паис» и в правоцентристской газете «Эль Мундо» превалирует образ власти, освещение внутренней политики преобладает над заявленной темой публикаций, тогда как консервативное издание «АБЦ» подтверждает свой статус качественной прессы и освещает сложившуюся ситуацию с коронавирусом в России объективно и полно.
В результате исследования двух онлайн-медиа Чешской Республики iDnes TV и Televize Seznam было выяснено, что российско-чешские отношения занимают важное место в повестке дня СМИ. В целом интернет-СМИ Чехии сфокусированы на освещении внутренних новостей. Тематическое разнообразие материалов о российско-чешских отношениях сводится к теме политики и истории, события общего коммунистического прошлого чаще подаются в негативном ключе. Для онлайн-медиа характерны такие новые жанровые образования, как «Без комментариев», «упрощенный» репортаж, «клип».
Проблема идентификации фейков в аудиовизуальном секторе медиа сегодня особенно актуальна в силу увеличения интереса аудитории к видеоинформации в ситуации неопределенности, сформированной пандемией. В исследовании предпринимается попытка дать многоаспектный анализ такого явления, как видеофейк. Определяются две модели формирования аудиовизуальных фейков – синхронная и асинхронная. На основе изучения современного медиаконтента устанавливаются наиболее частотные типы видеофейков по таким параметрам, как степень искажения информации, степень достоверности источника, особенности искажения пространственно-временных характеристик. Выявляются признаки медиатекста, свидетельствующие о возможном фейковом характере произведения в аудиовизуальных СМИ. Анализируется такое явление, как дипфейк.
ЯЗЫКИ И ДИСКУРСЫ СМИ
На сегодняшний день изучение прагматики медиатекстов является одним из приоритетных направлений в медиалингвистике. Прагматический потенциал медиатекста реализуется посредством симбиоза его вербального, невербального и мультимедийного компонентов, которые в равной степени способны оказывать мощное воздействие на массовое сознание. В статье описывается лингвовизуальная прагматика так называемых «выносных» элементов англоязычных интернет-медиатекстов, которые до настоящего момента не становились предметом исследования ученых. Доказано, что выносные элементы, являясь неотъемлемым атрибутом современного текста СМИ, выполняют ряд функций, главными из которых являются информативная, аттрактивная, воздействующая, интегративная и идеологическая. Комплексное исследование сущности данного явления с учетом его актуализации на структурном и содержательном уровнях представляется необходимым и релевантным для медиалингвистики на современном этапе ее развития.
Рассматриваются приемы построения диалога в интервью популярного видеоблогера и журналиста Юрия Дудя, ставшего в 2020 г., по версии Forbes Life, главным героем культурной жизни России. Для определения его индивидуального стиля проведен анализ стратегий коммуникативного поведения. К наиболее значимым параметрам описания стратегий интервьюирования автор относит: тематический репертуар и тематические доминанты разговора; приемы запроса / выведывания информации; приемы интерпретации и оценки сказанного собеседником; выбор языкового кода. Эмпирическую базу исследования составили интервью Ю. Дудя с различными собеседниками – журналистами, телеведущими, деятелями культуры и шоу-бизнеса, политиками и другими публичными персонами, размещенные на видеохостинге YouTube в период 2017–2020 гг. Материал включает более 40 программ и позволяет наблюдать широкий спектр приемов журналиста в зависимости от «фактора адресата».
Установлены ключевые темы, регулярно обсуждаемые в интервью, в том числе и темы, нарушающие этические табу. Выявлены характерные для журналистского стиля Ю. Дудя приемы запроса и выведывания информации: иллокутивное вынуждение аргументации («почему-вопросы»), уточняющие вопросы, переформулирование, ролевое моделирование отношений с гостем, где журналист нередко берет на себя роль дилетанта. Выбор языкового кода свидетельствует о «дискурсивной адаптации» журналиста к своему собеседнику и позволяет интервьюеру раскрыть для массовой аудитории его личность, в том числе и ее речевые характеристики.
Автор приходит к выводу о том, что интервью Ю. Дудя являются ярким образцом трендов современной интернет-журналистики, а реализуемые им коммуникативные стратегии позволяют увидеть перспективы развития жанра.
Обосновывается целесообразность использования дополнительного критерия «респектабельной прецедентности» для объективной оценки языковой формы, употребляемой в дискурсе СМИ, по параметру «приличный / неприличный». Авторы, ссылаясь на данные современных исследований, отмечают отсутствие единого понимания и однозначного определения «неприличной» лексики, выделяют объективные и субъективные факторы, осложняющие решение этой проблемы, подчеркивают те особенности медиатекста, которые делают понятие «“(не)приличная” языковая форма» весьма относительным. Предлагаемый авторами критерий учитывает практику использования спорной языковой единицы в респектабельной публичной коммуникации и опирается на репрезентативные данные электронных корпусов текстов, что позволяет верифицировать результаты лингвистического анализа. В статье представлен опыт экспертной оценки лексики, содержащей негативную характеристику, с использованием указанного критерия.
Приводятся результаты трех типов анализа сообщений (нарративного, дискурс и фреймов) интернет-медиа сибирских городов, посвященных итогам голосования в Законодательных собраниях регионов по принятию поправок к Конституции РФ. Выделяются три способа изложения материала, конструирования проблем и интерпретации происходящего, что позволяет говорить о «расколе» и различных, скорее не пересекающихся между собой аудиториях и сообществах. Это позволяет выдвинуть гипотезу о «параллельном существовании», отсутствии общих тем и языка между «властью» и «обществом».
В рамках культурной парадигмы метамодернизма рассмотрен вопрос о способах деконструкции образа главного героя в текстах журналистики XXI в. Основываясь на трудах ведущих теоретиков метамодерна Р. Аккера и Т. Вермюлена, автор статьи делает основной акцент на приеме постиронии, которая благодаря осцилляции (колебаниям смысла) стирает грань между традиционной иронией и серьезностью. В качестве универсального культурного явления постирония как средство деконструкции проникла в разные виды искусства и охватила определенный сектор современного медиапространства. На примерах двух жанров современной журналистики – газетного некролога и интервью – выделяются основные риторические приемы деконструкции, в основе которых и лежит постирония.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
30 октября 2020 г. в Новосибирском государственном университете в десятый раз состоялась конференция, посвященная актуальным проблемам коммуникативистики. За десять лет слегка менялось название, расширялся формат (в последние годы, помимо журналистов и медийщиков, в ней принимали участие филологи и историки), но всякий раз Новосибирский университет становился площадкой живого, непосредственного обсуждения самых насущных проблем современной журналистики, медиа-, научных, культурных и политических коммуникаций. Традиционно в конференции принимали участие не только исследователи медиа, но и известные журналисты, представители медиаиндустрии, гости из зарубежья. Существенное внимание всегда уделялось вопросам вузовской подготовки журналистов. Идея проведения форума возникла в 2011 г. на факультете журналистики НГУ, организатором конференции и на сей раз выступило руководство направления подготовки «Журналистика» Гуманитарного института НГУ. Неблагоприятная ситуация, обусловленная новой волной распространения коронавирусной инфекции осенью 2020 г., вынудила изменить формат юбилейной конференции, в короткие сроки было принято решение о проведении ее в дистанционном режиме, но событие состоялось. Конференция работала в рамках II Международного форума «Наследие», организованного Гуманитарным институтом Новосибирского государственного университета. В ней приняли участие преподаватели и исследователи новосибирских вузов, коллеги из Архангельска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Нижнего Новгорода, Тамбова, Екатеринбурга, Челябинска, из Казахстана.